Все тягово-сцепные устройства современного образца оснащаются фарами и фонарями, дублирующими сигналы автомобиля. Чтобы приборы корректно выполняли свою функцию, их нужно грамотно подключить. Для этого и существует распиновка фаркопа прицепа, то есть стандартизированная схема, о которой пойдёт речь в этой статье. Дополнительно поговорим о материалах и возможных способах подключения электрики.
Содержание
Схемы распиновки розетки фаркопа прицепа
Стандартизированные 7-pin и 13-pin — распространённые схемы, применяемые в отношении легковых автомобилей.
В России используют преимущественно первый вариант — 7-pin. В Европе второй — 13-pin. Поэтому в случае с зарубежным автомобилем, оснащённым заводским фаркопом, дело придётся иметь с 13-pin. Эта же схема традиционно применяется к кемперам.
Ещё один вариант — американская схема. Те же 7-pin, но разные типоразмеры.
Распиновка 7-pin Евро и РФ
Здесь, как и в других схемах, каждый контакт выполняет свою функцию и наделён характерным цветом:
- (л. поворотник) — жёл.;
- (ПТФ) — гол.;
- (заземление) — бел.;
- (п. поворотник) — зел.;
- (подсветка №№ и п. габарит, редко — ЗХ) — без провода;
- (стоп-сигналы) — корич.;
- (л. габарит) — чёрн.
Особенности — подсветка и габ-ты замкнуты на 7 и не подаётся питание к 5. Ряд российских производителей ЗХ подключают к 5, оставляя за габ-тами 7.
Распиновка 7-pin США
Главная особенность американской распиновки — отсутствие разделения стоп-сигналов и габаритов. То есть они будут идти по одному кабелю.
Номера и функции контактов 7-pin по стандартам США:
- (заземление) — бел.;
- (стоп-сигнал и л. поворотник) — жёл.;
- (габариты, подсветка) — корич.;
- (+12V) — чёрн.;
- (стоп-сигнал, п. поворотник);
- (управление СТ) — син.;
- (ЗХ, управление СТ ЗХ) — фиол.
Схема распиновка 13-pin
Контакты 3, 11, 13 в прицепе не соединяют во избежание взаимодействия между цепями. Также не соединяют 5 и 7.
Функции и цвет всех 13 контактов:
- (л. поворот) — жёл.;
- (ПТФ) — голубой;
- (заземление для 1-8) — бел.;
- (п. поворот) — зелён.;
- (габариты и ФНЗ с п. стороны) — корич.;
- (стоп-сигналы) — красн.;
- (габариты и ФНЗ с л. стороны);
- (ЗХ, управление блокировкой импульса) — роз.;
- (+12В постоянный) — оранж.;
- (+12В через ЗЗ) — сер.;
- (заземление для 10) — чёрно-белый;
- (резерв) — светло-серый;
- (заземление для 9) — красно-белый.
Как подключить розетку фаркопа
Существует два способа подключения:
- Штатный — самый простой вариант. Его используют при соответствии розетки и разъёмов. Здесь необходимо просто замкнуть составляющие.
- Универсальный — подразумевает использование схемы подключения.
Штатный способ
Здесь нет необходимости вмешиваться в проводку. Достаточно правильно подобрать штекер и подсоединить его к проводке.
Универсальный способ подключения
Способ выбирают при отсутствии разъёмов. Розетку подключают напрямую. Для этого:
- берут нужные провода;
- выбирают соответствующую схему;
- подключают.
Способ неприменим при наличии бортового компьютера.
Порядок распиновки
- Отрезать подходящей длины кабель с запасом на концах, которые необходимо залудить.
- Протянуть кабель через гофрированный шланг.
- Раскрыть контакты в розетке, сверяясь со схемой.
- Закрепить провода по схеме.
- Места соединения проводов обмотать изолентой.
- Подключить колодки.
- Зафиксировать жгут.
- Закрыть отверстия.
Материалы для подключения
- Разъём с крышкой;
- цветные провода;
- хомуты;
- колодки;
- гофра.
Советы по подключению
Зная о нюансах подключения, такой монтаж можно выполнить самостоятельно. О чём важно знать:
- Качество изоляции. Точка подключения должна быть изолирована. Это важно, иначе можно спровоцировать замыкание в цепи. Используйте в работе пластиковые жгуты и надёжно их фиксируйте.
- Если автомобиль оснащён бортовым компьютером, подключите блок согласования и выполняйте распиновку через него. Выбор блока лучше доверить специалисту, чтобы ваш автомобиль мог его точно распознать.
- Используйте при подключении мультиметр. Измеряя им важные параметры, можно убедиться в отсутствии неисправностей или подтвердить их наличие прежде, чем приступите к настройке.
Подключение электрики — процесс сложный, требующий внимания и аккуратности. Подсоединять контакты наугад недопустимо, поскольку малейшее несоответствие способно вызвать замыкание. То есть предварительно изучаем схему, готовим необходимые материалы и только потом приступаем к подключению.