19 июля, 2022 0

Строение современного легкового автомобиля

Автомобиль — это сложный механизм. Но каждый водитель должен хотя бы базово понимать, по какому принципу машина работает и из каких частей она состоит, её кузов. Ведь многие не знают даже банального, как называется задняя часть автомобиля. Для чего это нужно? Чтобы иметь возможность проводить хотя бы условную диагностику при поломках. И ещё это упростит общение с механиками СТО.

Автомобиль

Из чего состоит

Самой большой деталью автомобиля является кузов. Основной тяговой элемент — это двигатель внутреннего сгорания. Также сейчас распространены авто с гибридным двигателем, водородным и электрическим. Но базовый конструктив у них всегда остаётся схожим (в частности, в трансмиссии, ходовой части, рулевом управлении и тормозной системы).

Кузов авто

Кузов авто

Самые распространенные вариации кузовов легковых автомобилей:

  • седан;
  • хэтчбек;
  • универсал.

Также условно они делятся на цельные и разделенные на части. Первые не имеют съемных крыл, задняя и передняя их части являются единой деталью с дополнительным обвесом. Вторые состоят из съемных раздельных блоков. Как правило, у них только центральная часть является цельной (где находятся основные узлы жесткости).

Автомобильный двигатель

Автомобильный двигатель, его виды

Двигатель отвечает за преобразование тепловой энергии в поступательное движение. Исключение — только электрические моторы, где вращение осуществляется за счет постоянного тока. Сейчас распространены следующие типы автомобильных двигателей:

  • ДВС (двигатель внутреннего сгорания), дополнительно делятся на бензиновые (карбюраторные или инжекторные) и дизельные;
  • водородные (преимущественно распространены в Европе, Азии, Америке);
  • электрические.

Трансмиссия

Трансмиссия

Трансмиссия отвечает за передачу крутящего момента, генерируемого двигателем, на колеса (ведущие мосты). Сюда же входит и коробка передач. Трансмиссия также позволяет менять величину крутящего момента, тем самым регулируя скорость движения и силовую тягу.

Ходовая часть

Ходовая часть

Ходовая часть включает в себя кузов с присоединенными к нему балками и мостами (с зависимой или независимой подвеской). Сюда же относятся колеса, колесные диски, шины. Она «принимает» на себя крутящий момент от трансмиссии, тем самым приводя машину в движение. И обеспечивает устойчивость при маневрировании, повороте, движении назад. Ходовая часть может состоять из любого количества мостов. А контроль её работы бывает либо механический, либо электронный.

Рулевое управление

Рулевое управление

Рулевое управление состоит из рулевого колеса, его привода, усилителя (имеется не во всех машинах), а также рулевой трапеции. Позволяет водителю плавно менять скорость движения машины, использовать экстренное торможения для избежания дорожно-транспортных происшествий.

СПРАВКА! К рулевому управлению также можно отнести блок ЭБУ, если в него интегрирована система автоматического пилотирования, парковки, выезда. В таких автомобилях есть дополнительные сервоприводы, которые и меняю положение рулевого колеса без контроля со стороны водителя.

Тормозная система

Тормозная система

Тормозная система отвечает за снижение скорости движения автомобиля, а также позволяет его полностью остановить. Ручной тормоз является дополнительном средством безопасности, которое предотвращает самопроизвольный съезд авто после полной остановки. Самые распространенные тормозные системы: дисковые, барабанные. Во многих машинах также встречаются комбинированные тормоза. Например, на передних колесах — дисковые, на задних — барабанные.

Электрооборудование

Электрооборудование

Электрооборудование — это все установленные осветительные приборы, звуковой сигнал, блоки электронного управления (ЭБУ, АБС), кондиционеры, аккумуляторные батареи, генератор, а также вся соединительная проводка.

Из чего сделан кузов автомобиля

Из чего сделан кузов автомобиля

Несущие системы легковых автомобилей по конструкции могут кардинально различаться. Но общий принцип построения у них всех — схожий. Детали кузова также позволяет надежно крепить все остальные компоненты и защищать их от излишней вибрации во время работы двигателя и непосредственно движения машины.

ВНИМАНИЕ! Корпус любого авто должен отвечать следующим нормам:

  • быть стойким к коррозии и появлению ржавчины;
  • обладать небольшим весом;
  • обладать большой жесткостью;
  • иметь такую форму, которая позволяет легко проводить техническое обслуживание, ремонт;
  • обеспечивать комфорт как для водителя, так и пассажиров;
  • предоставлять высокий уровень безопасности при возникновении ДТП.

Назначение и требования

Ключевое назначение кузова — это создание мест для крепления остальных частей автомобиля (двигателя, трансмиссии, ходовой части и так далее). Там же размещаются пассажиры, обеспечивается их защита при возникновении дорожно-транспортного происшествия. Ещё кузов защищает все прочие компоненты авто от возможного негативного воздействия извне (осадков, ветра, умеренных ударов и так далее).

Устройство

Устройство

Условно кузов делится на 3 зоны:

  • багажник;
  • капот (моторная зона);
  • середина (там же располагаются основные стойки для придания жесткости и устойчивости всей конструкции).

В качестве ребер жесткости выступают так называемые «стойки». А для амортизации в моторной зоне имеются «чашки».

Компоновка кузовов

Компоновка кузовов

Несущая часть представляет собой специальную раму для формирования салона, а также самого кузова. С целью снижения общей массы машины и уменьшения его габаритов, сейчас самыми распространенными являются комбинированные компоновки. Они, в свою очередь, классифицируются на:

  1. Трехобъемные. То есть, с тремя раздельными (условно) отсеками: багажник, моторная зона, а также пассажирская. Чаще всего такая компоновка используется при производстве седанов.
  2. Двухобъемные. В таких автомобилях цельными являются багажник и отсек для пассажиров, а вот моторная зона — выделена отдельно. Многие внедорожники, кроссоверы построены по такой схеме.
  3. Однообъемные. То есть, когда и багажник, и пассажирский отсек, и моторная зона — соединены в единую компоновку. Преимущественно эта компоновка встречается в пассажирских транспортных средствах (например, микроавтобусы).

Лучшего варианта среди них нет. Он зависит от предназначения машины и дополнительных задач, для которых она приобретается. Однообъемные — для пассажирских перевозок, двухобъемные — для семьи, трехобъемные — для перевозки габаритных грузов.

Жесткость

А это специфический параметр для машины. Он условно описывает устойчивость автомобиля к статическим и динамическим нагрузкам как во время стоянки, так и при движении. Жесткость также прямо влияет на управляемость машины. То есть, чем этот параметр выше — тем лучшая управляемость. Что влияет больше всего на жесткость? Геометрия кузова, а также его аэродинамические качества. Именно по этой причине форма всех современных автомобилей — обтекаемая. Это создаёт минимальное сопротивление ветра при движении.

Общее устройство кузова

Общее устройство кузова

А вот по общему устройству кузова современные автомобили классифицируют на:

  • седаны (багажник отдельный, 4 двери);
  • внедорожники (большой клиренс, что позволяет ездить по дорогам без жесткого покрытия);
  • кроссоверы (являются чем-то средним между хэтчбеком и внедорожниками);
  • фургоны (увеличенный и вынесенный за пределы пассажирской зоны багажник);
  • универсалы (багажник и пассажирская зона у них является цельной, не разделенной, а ещё крыша удлинена до самого «хвостовика»);
  • родстеры (редкая модификация авто, где есть всего 2 посадочных места, применяется в спорткарах);
  • лимузины (удлиненные седаны, с усиленной дополнительными стойками пассажирской зоной);
  • купе (имеется только 2 двери, единый ряд кресла для посадки пассажиров, багажный отсек отделен);
  • кабриолеты (авто, у которых конструктивно либо отсутствует крыша, либо она съемная, гибкая);
  • пикапы (с открытым багажным отсеком, вынесенным в отдельную зону, рядов кресел может быть несколько).

СПРАВКА! Все эти наименования — условные. И производители могут создавать новые ежедневно. И этим нередко пользуются маркетологи. Поэтому уточнять характеристики лучше в техническом паспорте или на сайте автоконцерна.

Моторная зона

Моторная зона

Передняя часть машины, где размещается непосредственно двигатель и все сопутствующие для него элементы (радиатор, генератор и так далее). Состоит из лонжеронов, рамки радиатора, чашек, перегородки и передних крыльев. Позволяет разместить силовую установку, а также обеспечить жесткость для передней части авто при лобовом столкновении.

Пассажирская часть

Пассажирская часть

Элементы пассажирской части:

  • салон;
  • задняя полка (в автомобилях, где багажник вынесен отдельно);
  • задняя перегородка;
  • стойки;
  • двери;
  • пороги;
  • боковые панели.

Здесь же находятся крепления для ремней безопасности, устанавливаются воздушные подушки для защиты пассажиров от получения травм при дорожно-транспортном происшествии.

Багажный отсек

Багажный отсек

Хвостовая часть автомобиля, которая преимущественно используется для перевозки грузов. В некоторых авто там же располагается дополнительный складывающий ряд кресел для размещения пассажиров. Основные элементы багажного отсека:

  • задние арки;
  • лонжероны;
  • крылья;
  • пол багажника;
  • чашки.

Форма схожая на моторную зону, что также обеспечивает жесткость для всей конструкции в момент столкновения (основная энергия от удара распределяется по кузову, что уменьшает вероятность нарушения его изначальной геометрии).

Днище

Днище

Около 60% от веса всего кузова современного автомобиля как раз приходится на пол. Это самая массивная и тяжелая часть машины. Делается из утолщенного металла, а также поддается последующей оцинковки, что увеличивает устойчивость против коррозии. Основные компоненты этого элемента:

  • усилители стоек;
  • пол;
  • пороги;
  • поперечина.

В поставляемых на российский потребительский рынок машинах днище дополнительно обрабатывается антикоррозийными составами.

Крыша

Крыша крепится к стойкам и защищает пассажирскую зону от осадков. Формиурет более правильную геометрию для улучшения аэродинамических качеств кузова. В большинстве авто крыша крепится к задней части через длинный шов. Получается надежная устойчивость к механическим динамическим нагрузкам, а также защита от коррозии.

Итого, базовая компоновка каждого современного автомобиля действительно является схожей. Это относится и к принципу крепления силовой установки, тормозной, рулевой систем, а также к самому кузову. Кардинально всё это меняется только в грузовых автомобилях, а также спецавто (например, автомобили пожарной службы, для полиции).

Рекомендуем почитать:
Adblock
detector