При большом пробеге автомобиля поворот руля может внезапно отозваться глухим хрустом. Достаточно редкая неисправность, с рядом очевидных и скрытых причин, требует подробного разбора. Давайте обсудим хруст при повороте руля по вариантам возникновения шумов – при движении и стоя на месте.
Содержание
Причины хруста при повороте руля в движении
Посторонний звук не может появиться из «ниоткуда». Скрежет, постукивания, сильные вибрации, хруст указывают на износ металлической части конструкции машины. Значит, детали начали «крошиться» и действовать надо оперативно.
Если посторонний звук определяется на слух при движении и выполнении маневров, с большой долей вероятности виноват ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) или ступичный подшипник.
Проблемы с шарниром равных угловых скоростей
Подвижные соединения бывают внутренними и наружными. Внутренние располагаются со стороны редуктора ведущего моста или выхода коробки передач. Наружные соединяются со ступицей колеса. Шарниры нужны для передачи крутящего момента. Из-за подвижности подвески угол работы ШРУСа постоянно меняется. Подшипниковая конструкция обеспечивает плавную работу в такт вращения без вибраций. Но со временем в беговой дорожке возникает выработка. Препятствие для шарика становится причиной ударной нагрузки и повреждения металла.
Если громкость хруста постоянная, проблема в наружном шарнире. Если хруст усиливается при крене кузова на повороте, повредился внутренний шарнир.
Если тянуть с заменой ШРУС, уровень шума со временем нарастает, нагрузка на двигатель происходит с резкими перепадами, от чего страдает тяга, замедляются и проскальзывают шарниры, возникают аварийные ситуации на дороге.
Ступичный подшипник вышел из строя
Когда деталь еще только начинает разрушаться, слышен высокий тонкий свист. Отсутствие реакции со стороны водителя усугубляет проблему. Свист переходит в хруст сразу после начала движения. Проблема сопровождается люфтом колеса, его движением независимо от поворота руля. Основная угроза – полная потеря управляемости и возможность вылета колеса на дороге.
Ресурс детали зависит от марки авто. У некоторых моделей конструкция запчасти настолько неудачная, что проблема возникает даже при малом пробеге.
Хруст при повороте руля на месте
В предыдущем варианте рассматривалось наличие хруста у двигающегося авто. А что делать, если нестандартный звук возникает, когда машина еще не успела тронуться с места? Логично, что причина будет в других элементах ходовой части машины.
Трение рулевого колеса
Самая частая и довольно простая неисправность, которую опытные водители рекомендуют проверить в первую очередь. Трение возникает из-за ослабленного крепления рулевого колеса, его небольшого смещения. Те компоненты, которые должны были функционировать независимо друг от друга, соприкасаются во время поворота руля, что вызывает звук, похожий на лёгкий скрежет и хруст. Другой причиной может стать смещение металлической части конструкции клаксона. Если деталь разносилась и сошла с места, возникает посторонний шум.
Поломка устраняется откручиванием рулевого колеса и закреплением составляющих. Когда траектория движущихся элементов становится правильной, шум исчезает.
Проблема с рулевой колонкой
Если при разборке рулевого колеса не выявилось неисправностей, придется снимать рулевую колонку. Полный осмотр поможет выявить источник ненужного шума. Проблема может быть в недостаточной смазке и изношенности некоторых элементов. Возможно, произошел перекос вала или крестовина зацепляется за колонки, любой выступ или провод, трение становится источником щелчков и скрежета.
Проблема с рулевой рейкой
Редуктор усилителя руля (рулевая рейка) имеет сложную конструкцию. Он состоит из множества узлов, в которых при визуальном осмотре сложно определить несоответствие норме, особенно новичку. Диагностика проводится с помощью подъемного устройства и специальных инструментов профессиональными механиками.
Изнашиваться и хрустеть могут разные компоненты рулевой рейки – подшипники входного вала, ведущие шестерни, устройство стабилизации зазора, втулки и другие детали.
Проблема с подвеской из-за опорных подшипников
Самому выявить наличие неисправности позволяет еще один вид деталей – опорные подшипники. Поломка рассматривается как редкое явление. Но при загрязнении последующее повреждение возможно, тогда и возникает нестандартный шум. Чтобы проверить, действительно ли опорные подшипники вышли из строя, необходимо снять защитный колпак и надавить на амортизаторы. В ответ появляется щелкающий звук. Дополнительно можно попросить помощника покрутить руль вправо-влево. Болтающийся подшипник или амортизатор в этом случае обязательно отзовется стуком.
Проблема в соединении рулевого вала с рулевой рейкой
Корпус рулевой рейки соединяется с рулевым валом посредством шестерни. При поломке или деформации шестерни возникает скрежет. Он отчетливо слышен при кручении рулевого колеса в положении стоящей машины. До механизма следует добраться в процессе разбора и убедиться в поломке, затем заменить шестерню.
Последствия езды с хрустом при повороте руля
Владельцы машин с большим пробегом не понаслышке знают про выработку деталями своих ресурсов. Старые запчасти надо менять, в ремонте часто нет никакого смысла. И делать это надо своевременно, чтобы небольшая неисправность не вылилась в глобальную проблему.
Чем может обернуться игнорирование хруста при повороте руля:
- полной потерей рулевых функций;
- вылетом ШРУСа из седла с нанесением повреждений двигателю;
- поломкой тяги двигателя;
- плохой реакцией транспортного средства на поворот руля;
- подпрыгиванием машины при маневрах;
- торможением колеса при повороте руля;
- блокировкой всего механизма управления.
Чтобы управление личным автотранспортом не вышло из-под контроля в самый неподходящий момент, при подозрении на поломку рулевой части важно сразу обратиться в ремонтную мастерскую. После стандартных диагностических мероприятий специалисты найдут и устранят причины звуковых эффектов, защитив тем самым водителя и его пассажиров от опасных ситуаций на дороге.