Водители со стажем отлично замечают даже по звуку изменения в работе двигателя авто. Одним из таковых являются «плавающие» обороты. Но причин, почему это возникает, – множество. В данной статье разберемся, почему плавают обороты двигателя и как можно определить неисправность самостоятельно, без посещения сервисного центра.
Содержание
Что значит «плавают обороты двигателя»
На холостом ходу среднее значение оборотов двигателя колеблется в диапазоне 750–900 в минуту. Это – норма. Если же показатели нестабильны, то есть обороты колеблются в более широком диапазоне, то это уже является признаком неправильной работы мотора. Как правило, это определяется фиксацией показателей на тахометре. При «плавающих» оборотах они могут быть в пределах от 500 до 2000.
Игнорировать подобное не стоит. Потому что такая проблема в дальнейшем с большей долей вероятности будет лишь усугубляться. Худший расклад – возможное заклинивание мотора.
8 причин, когда плавают обороты на холостом ходу
Самые распространенные причины, из-за чего обороты мотора «плавают» на холостом ходу или во время начала движения, при запуске «на разогретый» двигатель:
- нестабильное или недопустимое давление топлива;
- неправильная работа дросселя;
- некорректная работа форсунок, разное давление подачи топлива;
- нарушения в правильной работе клапана картера, из-за чего в цилиндр попадают картерные газы;
- неисправен датчик расхода воздуха, который контролируется блоком ЭБУ;
- некорректная работа впускной системы;
- сбой в работе свечей зажигания (одной или нескольких);
- неверно настроен регулятор холостого хода;
- некорректная компрессия цилиндров, их разгерметизация.
Давление топлива
Основные причины, почему давление может отличаться от требуемого:
- неправильная работа топливного насоса;
- неверная настройка или выход из строя регулятора давления в рампе;
- засор топливного фильтра.
Самостоятельно устранить можно только засор топливного фильтра, просто заменив его на новый. А вот диагностика топливного насоса и регулятора давления выполняется уже только в условиях сервисного центра.
Дроссельная заслонка
Если обороты двигателя «скачут» именно в момент нажатия или отпускания педали акселератора, то это указывает на некорректную работу дроссельной заслонки. В 99% случаев это происходит из-за скопления на ней продуктов сгорания топлива и масла. Из-за этого заслонка не полностью открывается и закрывается, что нарушает номинальную насыщенность топливной смеси.
Потребуется разборка, её чистка, но лучше – замена, потому что даже незначительные дефекты на дроссели значительно сказываются на плавности оборотов мотора.
Форсунки
Определить, что проблема именно в форсунках можно только после их снятия и диагностики на специальном стенде. В некоторых авто в бортовом компьютере также отслеживается входное давление топлива в них.
Устраняется только промывкой в условиях сервисного центра. Также есть специальные растворы, которые добавляются прямо в бензобак и таким образом устраняют загрязнение форсунок.
Клапан вентиляции картера
При неправильной работе клапана вентиляции картера в цилиндр попадает избыточное количество картерных газов. Это нарушает состав топливной смеси, приводит к неполному сгоранию топлива. Если при снятии клапана картера обороты стабилизируются, то это указывает на его неисправность. В большинстве случаев его можно отремонтировать. В иных случаях – просто заменяют.
Без клапана эксплуатация авто не допускается!
ДМРФ
Датчик массового расхода топлива располагается рядом с воздушным фильтром. А управляет его работой ЭБУ. Поэтому поломку можно обнаружить либо через сканирование бортового компьютера, либо просто сняв ДМРФ. Но эксплуатация авто без датчика может привести к перенасыщению топливной смеси.
Ремонтируется полной заменой. Иногда помогает чистка контактов.
Неполадки впускной системы
Если впускная система теряет свою герметичность, то происходит «подсос» воздуха. И в таком случае тоже нарушается состав топливной смеси, возникает переизбыток кислорода и раннее сжигание топлива в цилиндре. Определить это тоже можно с помощью компьютерной диагностики. Или при визуальном осмотре впускной системы. Чаще всего герметичность нарушается из-за прогорания прокладки коллектора.
Свечи зажигания
Если одна из свечей не работает должным образом, то это слышно как «троение мотора». То есть заметен пропуск цикла или прострелы. Потребуется снять свечи и проверить, выдают ли они искру. Устраняется проблема их чисткой и корректировкой зазора между контактами или полной заменой свечей на новые. Рекомендуется замену производить комплектом.
Регулятор холостого хода
В большинстве авто регулятор клапанный, механический, отвечает за поддержание оборотов мотора на холостом ходу. Чаще всего проблемы с ним возникают из-за накопления отложений. Устраняется чисткой или заменой. Дефект наблюдается только на холостом ходу, при поездке обороты будут нормальными.
Низкая компрессия цилиндров
Преимущественно недостаточная компрессия возникает из-за прогара прокладки, образования задиров или закоксовки мотора. Обнаружить можно только при разборке блока.
Иногда проблему позволяет устранить использование специальной химии для раскоксовки.
Что делать, если обороты падают и машина глохнет
Общие рекомендации, что можно предпринять, если машина глохнет на холостом ходу и не удерживает стабильно обороты:
- Своевременно, согласно техническому регламенту, проводить замену масла, топливного, масляного, воздушного фильтров.
- Хотя бы 1 раз в год проводить чистку топливной системы, форсунок. Лучше это делать в сервисном центре, где подберут оптимальную автохимию, с учетом модели авто и текущего пробега.
- В экстренных случаях помогает регулировка или чистка клапана холостого хода. Но в дальнейшем его придется заменить.
- Можно снять воздушный фильтр полностью, если есть подозрения на неисправность именно этого узла. Но не рекомендуется так ехать свыше 20–30 километров. То есть это экстренная мера.
- Воспользоваться регулятором дроссельной заслонки, если имеются признаки её «залипания». Обороты следует по тахометру выставить чуть выше среднего, в районе 1100.
И крайне желательно иметь при себе OBD2-адаптер. Это позволит провести базовую компьютерную диагностику прямо в дороге. Большинство программ для работы с адаптером имеют встроенный функционал, указывающий на отклонения от нормальных показателей в работе топливной, впускной систем.
Таким образом, преимущественно нестабильные работы мотора возникают из-за несвоевременного СТО, нарушения регламента обслуживания двигателя. Если опираться на практику, то самым распространенным «виновником» подобного является неисправность свечей зажигания и дроссельной заслонки.