Неисправности в авто бывают разного типа, но особенно опасны поломки связанные с рулевым управлением, т.к. они могу привести к полной потери контроля автомобиля на скорости!
Мы пообщались с более, чем 30 механиками с опытом более 10 лет в обслуживание автомобилей на крупных брендовых СТО и собрали подробную информацию из-за чего же может быть посторонние шумы при повороте руля!
Содержание
Откуда стук при повороте руля в движении
- Проблемы с гидроусилителем (ГУР). Гидроусилитель регулирует работу руля во время движения. Если он выйдет из строя, то поворот рубля будет сопровождаться неприятными звуками, указывающими на наличие дефектов.
- Выход из строя ШРУС. Деталь обеспечивает передачу крутящего момента при повороте авто. В случае поломки ШРУС стук будет доноситься как при повороте, так и при прямом движении.
- Стойка амортизатора. Амортизирующая конструкция обеспечивает нахождение колеса на дорожном полотне. В случае поломки амортизатора отдельные его элементы будут тереться друг о друга, что приведет к появлению стука.
- Выход из строя ступичного подшипника. Он обеспечивает равномерное вращение колеса, а в случае выхода из строя будет возникать дополнительное трение, что будет приводить к образованию стука.
Обратите внимание! При некоторых поломках стук может возникать при повороте руля как во время движения машины, так и на месте. Учитывайте это при диагностике.
Стук при повороте руля на месте — причины
Неприятный стук при повороте руля может возникать и в случае нахождения машины на месте. Чаще всего это указывает на такие поломки:
- Повреждение деталей рулевого управления. Такие запчасти крепятся к рулю напрямую или опосредовано, поэтому они будут скрипеть и издавать неприятные звуки даже в том случае, если машина находится на месте.
- Выход из строя гидроусилителя. Гидроусилитель тоже крепится к рулю, поэтому в случае его выхода из строя стук может возникать как при движении, так и в случае нахождения машины на месте.
Проблема в гидроусилителе руля (ГУР)
Гидроусилитель руля (ГУР) — это гидравлическая система, которая облегчает управления автомобилем с помощью руля. Стук и скрежет при повороте руля часто возникает при поломке ГУР, а неприятный звук может возникнуть как во время движения, так и на месте. Щелчки могут указывать как на небольшую, так и крупную поломку.
Выход из строя насоса
Дефект возникает из-за механического или коррозийного повреждения насоса гидроусилителя, а для починки автомобиля рекомендуется полная замена насоса, поскольку ремонт в данном случае проблематичен. Характерный «симптомом» поломки насоса — очень тугой ход руля. Для замены откройте капот, найдите ролик натяжителя, ослабьте ремень, выкрутите два защитных болта, а потом снимите ремень. Теперь обесточьте аккумулятор, сняв клеммы, возьмите небольшую емкость, открутите масляные шланги и сразу подставьте емкость, чтобы жидкость полностью стекла, а в конце аккуратно открутите и снимите трубку высокого давления. Теперь перед вами открылся сам насос — найдите болты, открутите их, вытащите насос, поставьте на его место новый и выполните все вышеперечисленные действия в обратном порядке.
Появление воздуха в системе
Чаще всего дефект возникает из-за загрязнения охладительной системы или некорректной замены ATF. Обнаружить воздух можно по вспениванию иммерсионной жидкости. Для решения проблемы в магазине покупают новую минералку и жидкость для прочистки системы охлаждения. Потом сливают старую жидкость, заливают очиститель и дают машине поработать на холостом ходу несколько часов. В конце заливают новую минералку.
Закончилась жидкость ATF
Для диагностики откройте капот и осмотрите бачок ГУР — если жидкость в нем находится чуть ниже отметки «Мин», то либо долейте аналогичное масло ATF, либо слейте оставшуюся смазку и залейте новую трансмиссионную жидкость. Если жидкости в бачке нет совсем, есть протечка. Чаще всего она возникает из-за неплотного соединения стыков и хомутов в системе ГУР . В случае необходимости закрутите болты-фиксаторы. Иногда утечка возникает из-за повреждения бачка и отводящих трубок — в таком случае нужно либо заменить фрагмент, где образовалась утечка, либо всю систему целиком.
Обратите внимание! Иногда стук при повороте руля на месте возникает из-за ослабления ремня гидроусилителя. Диагностировать неполадку просто — при включении мотора ремень очень быстро нагревается.
Ступица, неисправности ШРУС
Появления характерного стука может быть связано с повреждением гранаты (ШРУС). Чаще всего из строя выходит не сама граната, а защитный пыльник. Достаточно небольшой царапины или трещины, чтобы пыльник со временем забился грязью и пылью. Если пыльник поврежден, стук появляется только во время движения автомобиля. Чем выше скорость, тем сильнее будет стук (на больших скоростях может также появиться свист или характерный квакающий звук).
Для диагностики проведите внешний осмотр: отведите колесо в сторону и осмотрите пыльник — если в нем есть трещины, то проблема именно в этой детали. Чтобы устранить поломку, необходимо выполнить полную замену пыльника. Делают это следующим образом:
- Поместите машину на смотровую площадку или подъемник, найдите масляную коробку КПП, поставьте под ней небольшую емкость, открутите пробку, чтобы слить жидкость.
- Необходимо снять колеса. Для этого поставьте машину на землю, снимите защитный колпак, поэтапно ослабьте и выкрутите болты, демонтируйте колеса.
- Вновь поместите автомобиль на смотровую площадку/подъемник, снимите защитный колпачок с посадочного места, демонтируйте гайку ступицы, открутите болты шаровой опоры.
- С помощью металлического упора вытащите привод из посадочного отверстия. Одновременно с этим отведите передний рычаг вниз, вытащите фиксаторы, снимите ШУРС.
- Демонтируйте старый пыльник, тщательно протрите тряпкой ШУРС, чтобы избавиться от старой смазки. Установите новый пыльник с помощью отвертки, смажьте деталь с помощью смазки.
Обратите внимание! Иногда из строя выходит не пыльник, а пружина, подшипник или опорный столб. Тогда нужно менять соответствующую запчасть.
Стойки амортизатора
Стук при повороте руля может появиться также при поломке стоек амортизатора, а чаще всего из строя выходит опорная чашка пружины. Дефект дает о себе знать во время движения (хотя небольшой стук может появиться и во время поворота руля на месте). Для восстановления работоспособности машину нужно заменить чашку пружины — делается это так:
- Демонтируйте защитную крышку на колесе, ослабьте и выкрутите болты, демонтируйте колеса. Демонтаж колес рекомендуется проводить на земле, а вот дальнейшие работы следует проводить на подъемнике.
- Отсоедините от стойки сторонние детали — линк стабилизатора, крепления тормозного шланга, датчик антиблокировочного устройства. Открутите два нижних болта стойки и отделите ступицу.
- Откройте капот, найдите опорную чашу пружины и открутите три опорные гайки, а потом демонтируйте стойку амортизатора (гайки откручивайте аккуратно, чтобы стойка не упала).
- Сожмите пружину с помощью стяжек, а потом открутите гайку, которая удерживает чашку пружины. Потом поставьте новую чашку и установите амортизатор на машину обратно (для этого проводите работы в обратном порядке).
Обратите внимание! Иногда стук появляется из-за повреждения пыльника, пружины или внутреннего подшипника. При демонтаже обязательно осмотрите их после снятия чашки. Если обнаружите дефект, замените деталь.
Неисправность рулевого управления
Стук может появиться из-за неисправности самой рулевой конструкции. Стук при такой поломке обычно возникает при движении машины на большой скорости или по неровным поверхностям, а сам неприятный звук доносится из области колес. Основные неисправности и способы починки автомобиля:
- Растрескивание наконечника рулевой тяги.
Характерный симптом этого дефекта — громкий частый звук при движении машины, напоминающий удары барабана. Для ремонта рекомендуется купить новое устройство. Для замены поставьте машину на ручной тормоз, зафиксируйте задние колеса, а передние поместите на подставку. Выверните руль, снимите фиксатор и гайку-фиксатор, вытащите из поворотного рычага палец, снимите фиксирующие болты и отсоедините тяги. Поставьте новое устройство и соберите конструкцию в обратном порядке.
- Расслоение резины на сайлентблоках наконечников рулевой тяги.
На многих автомобилях на наконечниках монтируется сайлентблок, уменьшающий уровень вибрации авто. Если сайлентблок выйдет из строя, появится тихий стук во время движения машины, который будет усиливаться по мере увеличения скорости. Для устранения дефекта демонтируйте рулевую тягу согласно инструкции выше, удалите старый и поставьте новый сайлентблок.
- Образование зазора между втулками и шестерней.
В случае длительной эксплуатации между втулками и шестерней образуется небольшой зазор, который и будет давать шум. Проблему в данном случае устранить просто — поставьте машину на эстакаду, найдите гайку регулировки рулевой рейки и затяните ее, чтобы уменьшить зазор.
Проблемы с подвеской
Еще одной причиной появления стука во время движения является выход из строя подвески. Чаще всего ломается ступичный подшипник, который издает неприятный звук. Для диагностики поднимите «подозрительное» колесо с помощью домкрата и раскачайте его в горизонтальном и вертикальном направлении. Есть обнаружите люфт, то дело в выходе из строя подшипника.
Починить его самостоятельно можно, но сложно:
- Шаг 1. Поставьте машину на ручной тормоз, под задние колеса поместите упоры.
Передние колеса рекомендуется слегка приподнять, чтобы упростить ремонтные работы (например, с помощью домкрата). Снимите крышку с колеса, снимите фиксирующие гайки, аккуратно демонтируйте колесо.
- Шаг 2. Поработайте с суппоротом.
Для этого с помощью отвертки отожмите суппорт, с помощью ключа отсоедините суппорт от поворотного кулака, зафиксируйте суппорт, отсоедините тормозной диск от ступицы (обратите внимание, что нужный нам подшипник находится внутри ступицы).
Для демонтажа подшипника рекомендуется приобретите съемник. Без него есть риск повредить ступицу.
Шаг 3. Для удаления зафиксируйте ступицу в тисках. Установите съемник и вытащите подшипник. Для замены смажьте внутренюю полость смазкой и установите новый подшипник, проведите вышеперечисленные работы в обратном порядке.
Нестандартные причины стука при повороте руля
Подозрительный стук при повороте руля может появляться и по другим причинам:
- Проблема в рулевой кардане. Если во время резкого поворота руля вы слышите громкий звук из рулевой колонки, а сам звук очень быстро пропадает, то проблема может быть в поврежденном кардане. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются владельцы машин отечественных марок. Для устранения шума рекомендуется заменить старый кардан на новый.
- Разница в накачке колес. Если одно из колес на автомобиле плохо накачано, то машина будет периодически крениться в сторону этого колеса, что может сопровождаться легким трескучим звуком. Решение проблемы тривиально — нужно осмотреть машину, найти колесо и подкачать его.
- Дефекты крепления подкрылков. В случае повреждения крепящих шурупов подкрылки будут тереться о колеса, что может сопровождаться трескучим шумом во время езды (особенно на больших скоростях или во время поворота). Для устранения неполадки нужно выкрутить старые шурупы и поставить новые.
- Камешек в подрамнике. Иногда характерный звук появляется из-за небольших камушков, которые могут попасть в подрамник в случае езды по бездорожью. Установить наличие камушка очень просто — во время движения звук все время меняет свой источник (камушек перемещается из одного угла в другой, что и дает характерный шум). Для устранения дефекта нужно осмотреть подрамник и удалить камушек.
Стук при повороте руля в автомобиле может возникать по различными причинам. Основные из них — выход из строя запчастей гидроусилителя, неисправности ШРУС, поломка стоек амортизатора, неисправность рулевого управления, проблемы с подвеской. В редких случаях стук может появиться по нестандартным причинам — повреждение рулевого кардана, неправильная накачка колес, дефекты крепления подкрылков, камешек в подрамнике. Большинство этих дефектов можно устранить своими руками.