21 марта, 2022 0

Маркировка моторного масла — расшифровка SAE, API, ACEA, ILSAC, ГОСТ

Для автолюбителей расшифровка и маркировка моторного масла бывает затруднительной – регулярно происходит его коррекция и прежние стандарты или дополняются, или кардинально деформируются под требования текущего момента. Попробуем разобраться, что означают цифры и литерные обозначения, размещенные производителями на моторном масле.

Типы моторных масел

В любом двигателе внутреннего сгорания важно добиться минимального трения между подвижными элементами конструкции. Смазочные материалы, используемые для снижения сопротивления внутри поршневой группы, принято относить к моторным маслам. Помимо облегчения работы двигателя, они выполняют и другие важные задачи:

  • уменьшают износ деталей,
  • смывают нагар,
  • удаляют продукты износа,
  • способствуют предотвращению образования шлама и лаковой пленки,
  • снижают риск пригорания или залипания поршневых и маслосъемных колец.

В мире разработано несколько стандартов, позволяющих применять различные сорта масла. Оговариваются показатели, которым этот продукт должен соответствовать.

В любое моторное масло, помимо смазывающей основы, добавляют так называемые присадки (до 15 % от общей массы) – химические вещества, улучшающие его потребительские и эксплуатационные свойства (до тридцати наименований). Присадки могут стабилизировать и менять в лучшую сторону моющие и эмульгирующие свойства, снижать пенообразование, влиять на стойкость состава к высоким температурам, окислению, расслаиванию.

Принято разбивать моторные масла на две группы, в которых существуют базовые отличия в технологии производства.

Синтетика

Масло этого типа получают путем химического синтеза сложных углеводородов. Исходным сырьем служит все та же сырая нефть, как и для выработки других масел. Просто процессы ее преобразования при такой технологии глубже, чем то возможно при классической технологии.

Синтетическое масло:

  • не меняет рабочие текстуру и вязкость в куда больших температурных диапазонах, чем его традиционные аналоги;,
  • лучше сопротивляется окислению вследствие воздействия высоких температур, постоянно присутствующих в работающем двигателе;
  • практически не подвержено образованию шлака и образует устойчивую масляную защиту на поверхности металла.

Но оно обладает  худшими смазывающими характеристиками, чем более простые заместители.

  • Синтетика нейтральна к большинству резиновых и полимерных уплотнителей,
  • не способствует коррозии металла (из-за низкого содержания органических кислот)
  • в меньшей степени подвержена старению (процессы окисления углеводородов почти не происходят по причине высокой стабильности компонентов),
  • имеет повышенную температуру возгорания (как правило, свыше 300 градусов),
  • низкую испаряемость (эта особенность крайне важна для двигателей с установленным катализатором).

Синтетика незаменима для высокооборотистых движков недавней разработки, работающих в большой температурной нагрузкой и развивающих большие обороты. Но совершенно не годится для хоженных, уставших моторов – синтетическая смазка будет попросту уходить через разбитые сальники и уплотнения.

На упаковках синтетического масла указывают англоязычное Fully Synthetic.

Минеральные масла

Более широкую подгруппу составляют минеральные масла. Которые производят путем перегонки нефти и последующей очистке сырья, позволяющей избавиться от кислотных и сернистых включений. Присадки, как правило, отсутствуют. Этот тип масла более вязкий и отличается от синтетики повышенной зольностью. Но он на порядок дешевле и хорошо показал себя в моторах, работающих на невысоких оборотах, и в постоянно меняющемся диапазоне нагрузок.

Минеральное масло иногда продается под англоязычным международным обозначением Mineral. Оно нашло применение в грузовиках и легковушках устаревших марок, чьи силовые агрегаты изрядно изношенны.

Главное преимущество минерального масла – низкая цена. Но, из-за меньшей химической стабильности, этот вид масла требует более частой замены при меньшем пробеге. Кроме того, оно очень чувствительно к изменению уличной температуры – вязкость его меняется в широких пределах. И быстрее портится со временем.

Попытка совместить положительные свойства минерального и синтетического масел привели к появлению гибрида — Semi-Synthetic. Это так называемый полусинтетический тип моторного масла. Производится из минеральной основы путем добавления синтетических присадок. Все основные характеристики являются нечто средним между синтетикой и минералкой.

Внимание! Смешивать разные масла недопустимо. Это может обернуться к непредсказуемыми химическими реакциями!

Что такое вязкость моторного масла

Маркировка моторного масла - расшифровка SAE, API, ACEA, ILSAC, ГОСТ

Вязкость — это возможность поддерживать текучесть в заданных температурных рамках.

  • Если показатель вязкости моторного масла  окажется высоким, то возникнут повышенные нагрузки на смазывающую систему двигателя. И общая эффективность работы снизится.
  • Если вязкость окажется недостаточной, то излишне текучее масло будет уходить через уплотнения, а масляная система не сможет создать нужного давления.

Любое вид масла для моторов при производстве проходит через определение его вязкости.

Используют две методики оценки:

  • Кинематическая вязкость оценивают методом сравнения показателей текучести в усредненных обычных условиях (за исходные принимают показания температуры +40 градусов Цельсия) и при завышенных значениях – это +100 градусов.
  • Динамическая характеристика. Это показатель способности оцениваемой среды сохранять параметры текучести при возрастающих давлении и температуре (+150 градусов). То есть эта методика моделирует реальные условия работы, возникающие при прохождении магистралей масляной системы в запущенном двигателе.

Многие полагают, что оценка динамической вязкости бесполезна. Поскольку показатели охлаждающей жидкости редко превышают 100 – 110 градусов Цельсия даже в самых «горячих» моторах. Это ошибка.

Поскольку показания приборов соответствуют температуре системе охлаждения – а это внешняя сторона рубашки цилиндров. В картере же двигателя температура всегда выше. Вдобавок, она время о времени может и превышать среднестатистические значения. Скажем, при прорыве газов из камеры сгорания, произошедших по тем или иным причинам. Соответственно, измерение значений текучести при возрастающих температурах позволяет оценить, до какого температурного предела на улице, и в каком моторе это масло будет нормально работать.

Помимо данных вязкости при пиковых температурах, нужно не забывать и про способность смазывающей субстанции сохранять подвижность при зимних температурах. Поскольку сезонные колебания от мороза к теплу в большинстве регионов довольно значительны. И ниже каких-то показаний термометра масло попросту твердеет и блокирует все подвижные узлы, которые по логике призвано защищать. То есть нужно представлять, при каких температурах машина еще способна завестись.

Существует два критических порога. Это так называемые прокачиваемость и проворачиваемость.

  • Первая дает представление о допустимом охлаждении масла, при котором масляный насос еще способен продавить его по магистралям.
  • Второй параметр – при какой температуре еще удастся провернуть мотор. И эта температура обычно ниже первой примерно на 5 градусов. Соответственно, при показателях, близким к критическому значению прокачиваемости, двигатель заведется еще без особых проблем.

При предельном показателе проворачиваемости мотор тоже имеет шанс завестись, но уже возможны негативные последствия для отдельных узлов. Пусть и не сиюминутные и явные. Это следует учитывать, прежде чем окончательно определяться с выбором масла.

Маркировка моторных масел

Пример маркировки моторного масла с расшифровкой

Первая классификация моторных масел возникла давно – в 1911 году, за океаном, в Америке.

В 1911 году моторные группы не обладали сегодняшним разнообразием. И пассажирские, и грузовые моторы имели схожую архитектуру и примерно равные характеристики. Просто их устанавливали на разные кузовы. А потому придумка классифицировать моторное масло исключительно по вязкости просуществовала без изменений несколько десятилетий.

Но техника развивалась, создавались новые специализированные двигатели, запущенные в совершенно разные условия.

Сегодня существует несколько базовых стандартов, упоминание о которых содержит стандартная этикетка, наклеенная на баклагу с маслом для смазки мотора.

SAE

Самая первая внятная система, учитывающая показатели вязкости, предложенная заокеанским Сообществом Автомоинженеров (известным больше как Society off Automotive Engineers). Маркировка позволяет делить масла на летние, зимние и всесезонные.

Разберем последнюю цифру. Предположим, на шильдике числится «SAE-60». В потребительском сегменте таких возможных индексов пять: от 20 до 60 с шагом через десяток.

Эти символы говорят о вязкости масла при достижении ста градусов. Соответственно, если серьезней окажется число, то и плотность (и вязкость) масла в прогретом моторе выше.

Маркировка моторных масел SAE расшифровка

API

Стандартизация API, предложенная Американским нефтяным институтом, старалась исправить недостатки предшественницы. В ее рамках хотели обыграть специфику эксплуатации ДВС, расчитанных на различные виды топлива, в несовпадающих реалиях. С учетом степени износа. То есть эта система еще учитывает и период выпуска агрегата. По этой причине ее иногда называют «сервисной» схемой.

Знаки системы API расшифровывать довольно просто. Сначала идет буквенный индекс, кодирующий тип двигателя.

  • S – это бензиновый.
  • С – мотор Дизеля.
  • Присутствие знака Е говорит об энергосберегающих показателях масла.
  • Римские цифры в таком соседстве обратят внимание на возможный уровень экономии – чем старше цифра, тем лучше показатели экономичности.

Возможен универсальный вариант. В таком случае маркировка идет через косую черту. Например, SL/CF. Причем буква, идущая за указанием вида топлива, говорит об эксплуатационных качествах масла. Проще говоря, о сроках выпуска автосредств, в которых это масло допустимо и оправдано использовать.

Базовая кодировка API для бензиновых агрегатов:

  • SC — агрегаты, созданные до 1964 годов.
  • SD — продукция 1964-1968 годов.
  • SE — автоагрегаты разработки 1969-1972 годов.
  • SF — представители сборки 1973-1988 годов.
  • SG — автомобили собранные в 1989-1994 годах, эксплуатирующиеся в сложных условиях.
  • SH — представители автопрома 1995-1996 годов, эксплуатируемые в жестком режиме.
  • SJ — автомобили 1997-2000 годов, масло с повышенными показателями энергосбережения.
  • SL — машины сборки 2001-2003 годов, увеличенный пробег.
  • SM — автомобили, выпущенные наиная с 2004 года, SL+повышенная сопротивляемость окислению.
  • SN – новые машины.

Ориентируясь на эту схему, следует выбирать масло или соответствующее году выпуска транспортного средства, или сместившись в сторону новизны на пару пунктов. Не более. Дело в том, что ранняя версия может недостаточно хорошо защитить более поздний мотор. А в последующих вариантах такого масла есть уже все присадки, присутствовавшие в более ранней разработке.

Общепринятая кодировка API.Вариант для дизеля:

  • CB — дизель сборки ранее 1961 года, когда избыточное содержание серы в соляре было общепринятым.
  • CC — машины, созданные до 1983 года и работавшие работающие в жестких условиях.
  • CD — агрегаты, созданные до 1990 года, эксплуатировавшиеся в тяжелых условиях на топливе, имевшем повышенное содержание серы.
  • CE — турбированные моторы выпуска до 1990 года.
  • CF — автомобили, пущенные в производство с 1990 года и оборудованные турбиной.
  • CG-4 — моторы, выпущенные после 1994 года, турбированные.
  • CH-4 — для машин начиная с 1998 года выпуска. Состав масла адаптирован под высокие нормы США, оговаривающие допустимую токсичность выбросов.
  • CI-4 — моторное масло для новых дизелей, оборудованных турбиной и снабженных клапаном EGR.
  • CI-4 plus — по основным характеристикам полный аналог CI-4, но состав доработан таким образом, что соответствует нормативам США, регулирующим предельно допустимые нормы вредности выхлопа.

ACEA

Классификация, используемая Европейской ассоциацией производителей автомобилей. АСЕА во многом соответствует предыдущей системе API. Но отличается более суровыми запросами к качеству масла.

Разница в условных обозначениях этих систем невелика.

  • Бензиновый мотор тут обозначен литерой А, а для указания на дизель используется буква В.
  • Далее идет цифровое обозначение. Чем его индекс выше, тем серьезнее требования, предъявляемые к этой марке.

Предположим, ACEA A3/B3 почти полностью соответствует API SL/CF. Или ACEA A5/B5 можно считать аналогом API SM/CI-4. Но при этом европейский вариант по отдельным параметрам может доминировать над конкурентом из Нового Света.

Масло для бензиновых автомашин A1, A2, A3
Вариант для дизелей до 2,5 л B1, B2, B3, B4
Предложение для бензиновых и дизельных двигателей, имеющий нейтрализатор С1, С2, С3…
Масла для дизельных двигателей объемом свыше 2,5 л (грузовики, эксплуатирующиеся в жестком режиме) E1, E2, E3, E4, E5…

Цифровой индекс в этой системе сокращений имеет значение:

  1. – энергосберегающие масла – как минимальный достигнутый показатель в 2,5 %;
  2. – стандартное масло с базовыми характеристиками;
  3. – масло высокого качества, с возможностью увеличенного пробега до замены;
  4. – адаптировано для агрегатов, оснащенных непосредственным впрыском;
  5. – разработка для оборотистых моторов и спортивных автомобилей.

В большинстве ситуаций свойства составов повышаются добавлением присадок. И крайне редко – вариациями на тему основы.

ILSAC

Эта система – продукт совместной разработки специалистов США и автогигантов Страны Восходящего Солнцаи. Базируется на стандарте API, но приведена к относитеьно компактной форме. И, что характерно, нацелена только на универсальные, всесезонные масла с повышенными энергосберегающими свойствами. То есть применима только к узкому рыночному сегменту.

  • GF-1 — норматив 1990 года, ныне нейдействителен.
  • GF-2 — правопреемник GF-1 от 1996 года. Содержание фосфора не более 0,1%. Повышенные низкотемпературные свойства.
  • GF-3 — отмена предыдущих стандартов, созданная в 2001 году. Снижена токсичность выхлопа, увеличен межсервисный пробег.
  • GF-4 — предложен автосообществу в 2004 году, отличался придирчивостью к экологичности выхлопа и экономии топлива.
  • GF-5 – повышенное внимание к защите двигателя от шлакования, нагара и золы, сбережению топлива. Допускает работу с биотопливом.
  • GF-6 — наработка 2020 года, ориентированная на возможные изменения (в сторону ужесточения) экологических нормативов.

ГОСТ

Нормы ГОСТа подразумевают градацию масел по вязкости (кинетиеской).

  • Индекс от 3 до 8 включительно говорит об адаптации масла к зимней погоде.
  • Строчная буква «з» призвана указывать на присутствие загустителя.

Летнее масло должно попадать в диапазон от 10 до 24. Универсальные масла имеют дробное обозначение. Например, 4з/6.

Дополнительно в обозначении присутствуют буквы, которыми обозначают группы, что отражает область применения. У этой буквы может стоять цифра 1 или 2. 1 – это бензиновый двигатель, а 2 – дизель.

Группа ММ Рекомендации по использованию
А Атмосферные моторы всех типов без форсажа
Б Б1 Слабофорсированные бензомоторы эксплуатирующиеся в режимах, ведобущих к образованию высокотемпературных отложений и корродированию пар скольжения
Б2 Слабофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые агрегаты, эксплуатирующиеся в режимах, ускоряющих окисление компонентов масла и образование отложений (всех видов)
В2 Среднефорсированные дизели, для нормально работы которых требуется обеспечить повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным характеристикам масел
Г Г1 Бензиновые двигатели с высокой степенью форсирования, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях
Г2 Сильнофорсированные дизельные моторы без использовнаия наддува или с умеренным наддувом
Д Д1 Форсированные двигатели с бензиновым топливом, эксплуатирующиеся жестче, чем предыдущие группы
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в большой нагрузкой
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, регулярно работающие в крайне суровых режимах
Е2 Дизели с наддувом и высокой степенью форсажа, экплуатирующиеся в крайне неблагоприятных условиях

Виды моторных масел по сезонам и их маркировка

Вернемся снова к наработке 1911 года. Изначально в ней единственно присутствовало деление по вязкости, измеряемой при стоградусной температуре. Позднее ее доработали, приняв во внимание и данные, позволяющие судить о целесообразности заливки конкретного сорта масла в зимнее время. Это уже упоминаемые данные проворачивания и прокачивания. И тогда порешили сортировать масло на летнее и зимнее.

Зимние

В системе API зимнее масло обозначается дополнительным буквенным индексом w – от английского winter, зима. Перед этой буквой присутствует цифра. Она позволяет судить о температуре проворачиваемости и прокачиваемости.

Чтобы оценить значения критических температур следует отнять от этой цифры 40 или 35. И получим соответственно, нужные показатели.

К примеру, сокращение 5w соответствует зимнему маслу, залив которое в мотор, можно будет надеяться завести его при -30. Или, даже, при -35. Но второе хоть и вероятно, уже не точно.

  • 0W – пригодно для температур от -35 до -30 градусов Цельсия.
  • 5W – работает при морозах в диапазоне от -30 до -25.
  • 10W – масло выдерживает морозы от -25 до -20.
  • 15W – с этим маслом допустима эксплуатация автомобиля при температурах -15 градусов Цельсия.
  • 20W – масло остается работоспособным при понижении температуры до -10.

Маркировка моторного масла - расшифровка SAE, API, ACEA, ILSAC, ГОСТ

Существуют и специальные, так называемые арктические масла, разработанные для жесточайших арктическиех условий. Но они не принадлежат к числу бытовых и потому вынесены за рамки нашего короткого обзора.

Летние

Летние марки масел отличаются большей вязкостью. В их маркировке присутствуют только данные о вязкости. Но сначала, как правило, ставят указание, по какому стандарту оценивается вязкость. То есть SAE.

SAE-20 Масло допускает эксплуатацию мотора при температуре на улице +15 градусов
SAE-30 Масло допускает эксплуатацию мотора при температуре на улице +25 градусов
SAE-40 Масло допускает эксплуатацию мотора при температуре на улице +40 градусов
SAE-50 Масло допускает эксплуатацию мотора при температуре на улице +50 градусов
SAE-60 Масло допускает эксплуатацию мотора при температуре на улице +50 градусов и выше

Универсальные (все сезоны)

Есть масла с выраженными зимними характеристиками, а есть и те, которые больше подходят для реалий тропиков. И существует группа масел, занимающих промежуточное положение. Их условно принято относить к универсальным. Поскольку они пригодны и для реалий зимы, и для лета.

К таким можно отнести 10 w-40. Оно пригодно и на время мягких морозов (до -20), и для жары в +40 градусов. Все же универсальный вариант – это скорее демисезонный компромисс, а не полноценное средство.

Расшифровка этикетки моторного масла

Для примера рассмотрим этикетку моторного масла и что она позволяет узнавать о его характеристиках.

Этикетка с маркировкой моторного масла

  • Произведено методом сложного химического синтеза (синтетическое).
  • Машина на таком масле устойчиво работает при разбросе уличных температур от -30 до +25 градусов.
  • Масло малозольное, предназначено для бензиновых автомобилей позднего выпуска и турбированных дизелей, выпущенных после 1990 года.
  • Совместимо с выхлопом, оборудованным нейтрализатором.
  • Допуск производителя для следующих марок автомобилей: Porsche C30; дизельных разновидностей BMW LL-04; дизельных агрегатов МВ с сажевым фильтром; дизельных автомобилях с сажевым фильтром марки VW; Fiat с современными выпускными системами, оснащенными нейтрализаторами выхлопных газов.

Как видно из приведенного примера, в маркировке моторных масел нет ничего сложного. Чтобы не ошибиться в выборе, не обязательно заучивать всю ее наизусть. Достаточно запомнить тот диапазон, что необходим для конкретного автомобиля.

Рекомендуем почитать:
Adblock
detector