Автомобиль марки Мазда задуман как воплощение японской надежности, технологичности и особого отношения к его владельцам. Символом этих качеств может служить значок Мазда и само название марки. Расшифровка их значения отсылает к нерушимым традициям и любимым символам японцев – солнцу, птицам, мудрости, практической сметки. Знак концерна формировался в течение всей истории бренда, пока не обрел современный внешний вид.
Содержание
Что означает логотип Мазда
В истории компании было несколько названий, описывающих роды ее деятельности. Последнее имя – звучное, запоминающееся – придумано в 1931 году.
Перевод и расшифровка значка «Мазда»
Слово «Мазда» — это часть имени божества Японии Ахура Мазды – зороастрийского покровителя света и мудрости. Оно так же созвучно с фамилией основателя компании Дзюдзиро Мацуды, чье упорство помогало компании преодолевать многочисленные трудности, вовремя и гибко подстраиваясь под реалии времени.
Круг символизирует солнце, а крылья, сохраняющие контур буквы «М», легкость, нежность, творчество, свободу – вот что означает значок Мазда.
Как создавался логотип
- Становление современного внешнего вида знака Мазды проходило в несколько этапов. Впервые графическую форму он обрел в 1936 году. До тех пор на транспортных средствах просто писали название марки наклонным шрифтом. Логотип состоял из трех горизонтальных линий, имеющих в центре три уголка, формирующих букву «М», а их контур уже напоминал крылья. Его вид не только обозначал саму компанию, но и напоминал эмблему города Хиросимы, где находилась штаб-квартира фирмы.
- Второй вариант, заменивший старый значок Мазда, возник в 1962 году, когда компания впервые выпустила на рынок легковой автомобиль. Символ представлял собой круг с заключенной латинской буквой «m», первый штрих которой был направлен вверх, а последний – вниз. Непрерывный контур буквы символизировал автостраду, скорость, свободу, которую дарят автомобили Мазда своим владельцам.
- Следующий ребрендинг логотипа, согласующийся с модой и тенденциями времени, произошел в 1975 году. Вместо графического знака вновь стали писать название марки, но начертание букв стало более массивным, прямым. Надпись приобрела серьезный, надежный, стойкий вид, символизируя победу компании над прошедшими испытаниями.
- В 1991 году возник новый знак Мазда, представляющий собой круг с заключенным в нем ромбом. Это должно было означать солнце и пламя страсти. Но ромб, как автомобильный логотип, уж ассоциировался с французской маркой автомобилей Renault, поэтому в следующем году острые углы ромба закруглили так, что он действительно стал напоминать язычок огня.
- В таком виде символ марки оставался до 1997 года, когда на смену ему пришел последний вариант лого, красующийся на японских автомобилях по сей день.
- Последний логотип Мазда разработал корпоративный имиджмейкер Рей Йошимара. Традиционный круг и распростертые «крылья» образуют стилизованную «М», воплощают ценности компании – неизменную преданность миссии, творчество, гибкость, нежность, то есть все, что включает в себя бренд. Некоторые люди видят в очертании «крыльев» силуэт чайки, но многим кажется, что эмблема похожа на голову совы.
Первый создатель бренда Mazda
Легендарный японский автоконцерн основал Дзюдзиро Мацуда. Он родился в 1875 году в городе Хиросиме, в семье рыбака. С детства он мечтал создать собственную компанию.
В 31-летнем возрасте Мацуда получил возможность запустить компанию Matsuda Seisakusho по производству станков и насосов. Через 9 лет он вернулся в Хиросиму вместе с производством, добавив к названию фирмы приставку Hiroshima.
Ключевым событием стало сотрудничество с компанией Abemaki, изготовляющей различные изделия из коры пробкового дерева, а позже – машиностроительное оборудование. Предприятие тогда переживало кризис, что позволило Дзюдзиро выкупить ее у прежних владельцев, заручившись помощью знакомых инвесторов. Вскоре прежний директор ушел в отставку, его место занял Мацуда. Возрожденная компания получила название Toyo Cork Kogyo Co.
В 1925 году на производстве произошел пожар. От огня погибли и здания, и оборудование. Предприниматель твердо решил восстановить компанию, но избрал новое направление деятельности. Мацуда с детства любил автомобилестроение, видел в производстве техники возможность изменить мир к лучшему. Это время принято считать точкой старта холдинга Mazdâ.
Развитие компании
Энтузиазм Дзюдзиро Мацуды не смогли угасить ни пожар, ни ухудшение качества жизни и покупательской способности японцев вследствие масштабного землетрясения, произошедшего в 1923 году. Он просчитывал, что и в какой форме может предложить соотечественникам, не боялся предлагать, испытывать инновационные для своего времени решения. Его девиз «Преданность делу длиною в жизнь» до сих пор является неофициальным слоганом автоконцерна Мазда.
1925-1930 гг.
Так как продукцию из пробки предприятие перестало выпускать, а само оно перешло на промышленный масштаб производства, из названия фирмы убрали слово Cork (пробка). Теперь фирма стала называться Toyo Коgуо Со Ltd. Продукцией обновленного завода, кроме машиностроительного оборудования, стала линейка трехколесных мотоциклов Mazda-Go.
Они не имели большой популярности до тех пор, пока в 1929 году один из мотоциклов не выиграл гонку. Только тогда люди обратили внимание на их технические характеристики, неприхотливость, невысокую стоимость. Продажи этой техники стали быстро расти.
Трехколесные мототележки производились и пользовались популярностью достаточно долгое время, так как были удобны в быту и доступны для большинства жителей Японии. Уже первый образец транспорта, созданного будущим автопроизводителем, показывает пример нестандартного подхода к делу, адаптации к существующей экономической ситуации и уверенности в том, что «невозможное возможно».
Мазда в 1931-1959 гг.
В 1931 году компания стала называться «Mazda», в это же время, наряду с мототележками, начинает выпускать трехколесные грузовики с крытой одноместной кабиной. В 1932 году она расширяет свой рынок за счет Китая, начав поставлять трициклы в соседнее государство. Эти машины, благодаря неприхотливости, низкой стоимости, пользовались спросом и в мирное, и в последующее военное время.
После начала Второй мировой войны Мазда заключила контракт с японским правительством, обязавшись снабжать армию транспортом. Кроме трехколесных моделей, завод выпускал двухколесные военные мотоциклы, использовавшиеся для быстрого передвижения войск, перевозки грузов, решения насущных вопросов снабжения армии. Контракт позволил концерну успешно проработать почти все годы войны.
Когда 6 августа 1945 года Хиросима была разрушена ударом американской атомной бомбы «Малыш», его завод не полностью был разрушен вместе со всем городом. Это дало возможность сделать здания предприятия координационным центром восстановления Хиросимы и намного ускорило этот процесс. Руководство и работники трудились над устранением последствий взрыва, оказывали помощь местному населению.
Предприятие было восстановлено в 1948 году. Mazdâ продолжила выпуск востребованных трехколесных грузовиков. В 1949 году основатель компании Дзюдзиро Мацуда передал руководство своему сыну Тэнудзи.
Развитие бренда Мазда в 1960-1978 гг.
Еще в начале Второй Мировой войны, в 1940 г., инженеры компании Мазда разрабатывали проект небольшого легкового автомобиля, но продолжению работы помешал наступивший кризис.
В послевоенное время сотрудники возрожденного концерна Mazdâ, продолжая выпуск грузовичков, мотоциклов и другой подобной техники, продолжили трудиться над воплощением идеи собственной «легковушки».
В 1960 году новинка увидела свет: с конвейера сошел двухдверный пассажирский седан модели R360 Coupe с двухцилиндровым двигателем объемом 356 куб. см. Внешне машина ничем не выделялась, но производители постарались сделать ее как можно более комфортной, недорогой.
Вскоре модельный ряд пополнился компактным пикапом Mazda Proceed (B-series 1500).
Японский автопроизводитель делает первые шаги к сотрудничеству с коллегами из других стран. В ответ на визит представителя немецкой автомобилестроительной компании NSU доктора Хааса президент Мацуда также посетил Германию, ознакомившись с проектами и предложениями NSU.
Результатом встреч стал контракт о сотрудничестве, в рамках которого Мазда стала помогать немецкому концерну разрабатывать и производить инновационные роторные двигатели Ванкеля.
Датой начала действия договора считается 1961 год, когда согласие на взаимодействие дало правительство страны-производителя.
Первый роторный двигатель на автомобиль Мазда установили в 1983 году., став таким способом единственным на тот момент автозаводом, выпускавшим модели автомобилей с тремя типами двигателей: роторными, поршневыми, дизельными.
Роторный тип двигателя обладает небольшим размером, особым принципом работы, позволяющим делать обороты на повышенной частоте. Эти факторы сделали его почти идеальным для установки на спорткары Мазда, принесшие компании большое количество наград в будущем.
Немецкие инженеры поспособствовали появлению очередной модели японского концерна Mazda Carol в двух модификациях: вариант с двумя дверями получил номер 360, а с четырьмя – номер 600. Чтоб машина выглядело модно, на европейский манер, ей придали сходство с «американцем» Ford Anglia.
Набирая обороты производства уже проверенных марок, руководство и инженеры Mazdâ все время старались расширить модельный ряд. В течение 60-х годов они предложили соотечественникам и иностранцам несколько видов автомобиля с различными характеристиками, параметрами вместимости, скорости, внешнего вида, ценовой категории. Свет увидели:
- Mazda Familia (1964 г.). Комфортабельный автомобиль с четырехцилиндровым двигателем (объем 800 куб. см). продавался в Японии и экспортировался за границу под названием Mazda 323. Первыми автомобиль увидела Новая Зеландия, в 1967 году модель попала в Европу.
- Mazda Proceed (1965 г.) – пикап с одинарной или двойной кабиной. Выпускается по сей день, насчитывая 5 поколений.
- Mazda Cosmo Sports 110 S (1967 г.) – спортивный автомобиль с роторно-поршневым двигателем, первый из подобных моделей. Наличие ротора в их системе свидетельствует буква R в названии марки. На иностранном рынке машина носит «имя» Mazda 929.
- Mazda Capella RX-2 (1970 г.). Американский автожурнал Motor Trend в 1983 году признал эту модель лучшим зарубежным автомобилем. Ее поколения пользуются спросом во всем мире по сей день.
- Savanna/RX-3 (1971 г.) – спортивная модель, существующая в трех типах кузова – седан, универсал, купе. Уже в сентябре года выпуска она выигрывает «золото» в гонке «Fuji 500», а в 1975, 1976 и 1977 – национальное ежегодное ралли Новой Зеландии (водитель – Род Миллен).
Выйдя на мировой рынок, Мазда активно налаживает связи с ведущими зарубежными автоконцернами. Следом за специалистами из Германии с японской компанией согласились сотрудничать коллеги из Южной Кореи — Kia Motors Corp. Соответствующее соглашение было подписано в 1967 году.
Затем японцы организовали совместное производство автоматических трансмиссий с американским Ford, запустила завод по сборке в Новой Зеландии, а в 1970 году начала экспорт транспортных средств в США.
Американский рынок сбыта стал настолько важным, что под него выпускались особые модели автомобилей, например, Mazda Rotary Pickup, до сих пор являющийся представителем своего типа кузова, оснащенным роторным двигателем.
Востребованность машин с роторным двигателем сократилась в 1974 году, что было связано с наступившим нефтяным кризисом. Оказалось, что этот тип мотора потребляет больше топлива и масла, чем другие варианты, которыми располагает Мазда. Поэтому руководство концерна приняло решение – оставить ротор только в самых эксклюзивных моделях, для покупателей которых не имеет значения, сколько стоит горюче-смазочные материалы. Основное число транспорта оснастили четырехцилиндровыми двигателями.
Мазда в период с 1979 г. по наши дни
Быстрое, успешное развитие японского концерна привлекло к нему внимание зарубежных инвесторов и потенциальных партнеров.
В 1979 году концерн Ford Motor купил 25% акций Мазда, вследствии чего в 1984 году японская компания изменила прежнее название на Mazda Motor Corporation.
Американо-японское сотрудничество оказалось столь успешным, что в 1991 году увеличил свою долю акций до 33,4%.
- Первым совместным и востребованным проектом стало автосемейство Mazda Bongo (1983).
- В 1989 году возник родстер Mazda MX-5, получивший признание, высокие оценки автомобилистов всего мира. Он весил 955 кг, что очень мало для машины спортивного типа.
- В 1991 году увидело свет первое поколение хэтчбека Mazda Demio – субкомпактного представителя среднего класса, уже за первые годы своего существования заработавшего награды «Лучший автомобиль года» и «самый продаваемый автомобиль» в Японии и мире. Хэтчбек производится по сей день, насчитывая 4 поколения.
Значительным достижением японского автомобилестроения стала победа гоночной машины Мазда 787 с роторным двигателем на самой престижной 24- часовой гонке на выживание Le Mans в 1991 году.
«Японец» был менее мощным, чем его соперники, зато показал исключительную выносливость. За всю историю проведения гонки ни до, ни после Япония ее не выигрывала.
- А в следующем, 1992 году, еще один представитель концерна — RX-7 – взял «золото» на суточной гонке в Дайтоне.
- В 1998 году Мазда присоединилась к альянсу Ford/Daimler-Benz/Ballard, чтобы модернизировать производство горюче-смазочных материалов, запустила производство компактных турбодизельных двигателей с системой непосредственного впрыска. С 1999 года японский концерн поставляет небольшие коммерческие модели автомобилей компании Mitsubishi.
Наряду с разработкой и выпуском новых моделей авто, компания-изготовитель занимается созданием современных, экологически безопасных комплектующих, расходных материалов. Например, катализатор, способный добыть масло из всех видов пластика, или композит вторичной переработки. В Японии и Германии функционируют предприятия, занимающиеся вторичной переработкой пластиковых бамперов. Инновационная технология SKYACTIV позволяет сократить потребление автомобилем топлива без потери скорости и функционала. Совсем недавно увидел свет первый электрокар Mazdâ.
Интересно знать! В 2002 году компания определила совершенно новую концепцию дизайна и идеологии, игриво названную Zoom-Zoom. По словам одного из исполнительных директоров Мазда Масадзуми Вакаяма, Zoom-Zoom – это аналогия звука, который произносят дети, играющие в машинки. Вождение автомобиля Mazdâ должно вызывать такой же восторг, удовольствие, по-детски радостное чувство.
- Этот концепт действует по сей день, влияя на дизайн, характеристики автомобилей концерна. Воплощением его философии стала первая Mazda 6. В 2003 году эту тенденцию продолжил автомобиль RX-8, оснащенный роторным двигателем новой конструкции – он получил главные призы в номинациях «Международный двигатель года» и «Лучший новый двигатель».
- С 2005 по 2008 гг. компания официально представляла свой фирменный стиль, «язык дизайна», названный Nagare (в переводе с японского – «поток»). Ему были свойственны плавные линии и обтекаемые очертания корпуса автомобиля – так дизайнеры пытались представить, как автомобили могли бы выглядеть в 2020 году.
- В 2011 году концепт сменился на стиль Kodo, которому свойственны более динамичные «хищные» линии. Дизайнеры как бы пытаются уловить момент единения скорости и силы, одновременно возвращаясь к более традиционным для техники автопроизводителя формам.
По данным на 2019 год, официальные дилеры компании Мазда работают в 148 странах мира. В Хиросиме, на базе штаб-квартиры корпорации, в 1994 году организован бесплатный музей, где гости знакомятся с историей концерна, могут полюбоваться всеми существующими моделями концерна, понаблюдать, как работает сборочный конвейер.
- С Российской Федерацией концерн Mazdâ сотрудничает с 2011 года, когда было заключено соглашение об организации предприятия в Приморском крае для обеспечения сборки автомобилей Мазда на территории России.
- В 2012 году совместное автосборочное предприятие появилось во Владивостоке.
- В 2018 году там же был запущен завод по сборке моторов для японского транспорта, который собирает четырехцилиндровые бензиновые двигатели, соответствующие европейскому стандарту экологической безопасности.
Руководство современной компании и собственники
Президентом компании является Хисакадзу Имаки. Должность председателя совета директоров занимает Кадзухидэ Ватанабэ.
Из-за последствий мирового кризиса 2008 года компания Ford Motor вынуждена была уменьшить долю акций Мазда до 13%, а в 2010 году – до номинальных 3%, сейчас в ее собственности примерно 2% акций.
По данным 2010 года, общее количество акционеров японского автохолдинга составляет 55 462 наименований.
ТОП 3 новые модели Mazda в 2021 — 2022 году
В открытом доступе уже есть информация о грядущих новинках концерна, которые он готов представить в течение 2021-2022 года. Дизайнеры, сохранив преимущества предыдущих вариантов, постарались придать моделям модные дизайны, соответствующие их классу, не потеряв функциональности и комфорта пользования.
Mazda 6
Один из самых популярных автомобилей своего класса. Оснащается одним из атмосферных двигателей собственной разработки компании объемом 2 л и 2,5 л. Даже в самой бюджетной комплектации машина оснащена виртуальной панелью приборов, электронным стояночным тормозом. Премиальные версии, помимо этих функций, обладают улучшенной акустической системой, усиленной системы охраны и другими бонусами. Система освещения автомобиля полностью светодиодная.
По сравнению с прошлыми поколениями, последняя Mazda 6 имеет улучшенный дизайн и функционал:
- Изменилась форма решетки радиатора – классические «планки» заменила изящная сетка, а хромированный обвод повторяет абрис фар.
- Корпус изменил форму, став более обтекаемым, линии боков подчеркнуты обводами, а контуры остекления – хромированной окантовкой.
- Фары оснащены линзованной оптикой и тонкими светодиодными обводками, окантовывающих верхний край.
- На крыше появился «акулий плавник» — антенна со специфическим абрисом.
- Задние стойки помогают улучшить обзор с водительского сиденья.
- В дизайне салона обновилась центральная консоль, добавилась еще одна панель и сенсорный экран с диагональю в 7 дюймов. Улучшилась шумоизоляция, а конструкция сидений стала еще более комфортной. Эту модель отличает мягкость движений и отличное сочетание «цена-качество».
- Объем двигателя новинки варьируется от 2,0 до 2,5.
Стоимость колеблется от 1 060 000 р. за самую бюджетную комплектацию до 1 467 000 р.
Mazda CX-5 (CX50)
Компактный кроссовер, ориентированный на рынок Соединенных Штатов Америки и Канады, поэтому купить ее в России не получится. Компания, учтя опыт конкурентов, пообещала снабжать полным приводом все кроссоверы, поставляемые в этот регион. На предварительной фотосессии нет фотографий автомобиля на асфальте, ведь он предлагается как транспорт для поездок на природу, так как отличается большей проходимостью по внедорожью.
Для этой цели предусмотрен ряд средств:
- Полный привод;
- Панорамная крыша;
- Усиленный пластиковый обвес;
- Рейлинги на крыше могут выдержать повышенную нагрузку;
- Шестиступенчатая гидромеханическая коробка-автомат;
Основные технические характеристики модели пока не оглашаются. Известно только, что на выбор будут предложены два вида мотора – атмосферный и с турбонаддувом. Позже ожидается появление электрифицированных силовых видов авто, в том числе – гибрид.
Рестайлинг Mazda CX-9
Востребованный кроссовер с четырехцилиндровым турбомотором мощностью в 231 л.с., полным приводом, шестиступенчатой автоматической коробкой передач в 2020 году получил обновление, посвященное столетнему юбилею компании. Первыми нововведения успели проверить американцы, а весной 2021 года версия стала доступна для жителей России.
Основное изменение:
- Модификация решетки радиатора;
- Увеличение хромированных патрубков выхлопных труб;
- Изменение дизайна колесных дисков.
- Улучшения салона выразились в добавлении подрулевых рычажков ручного переключения передач, появлению беспроводной зарядки для смартфона.
Американский вариант рестайлинга получил увеличение экрана медиасистемы до 10,25 дюймов, но в российской версии эта панель имеет размер 9 дюймов.
Наличие других функций и цена зависит от комплектации автомобиля. Их четыре: Active, Supreme, Exclusive, Executive.
Цена авто варьируется от 3 028 000 руб. до 3 703 000 руб.
Комплектация:
- Шесть подушек безопасности в салоне, рассчитанном на 7 мест;
- Подогрев первого и второго ряда сидений;
- Камера заднего вида, светодиодные фары с галогеновыми ходовыми фонарями;
- Круиз-контроль.
Более богатые версии оснащены парктроником, подогревом руля, проекционным дисплеем, системой автоматического торможения, а салон отделан натуральной кожей. Самое интересное, что наибольшей популярностью пользуется не минимальная, а элитная комплектация.
Концерн Мазда, возникший в начале 20-го века, сумел пережить все трудности этого непростого времени, гибко адаптируясь к нуждам потребителей, умело договариваясь и с простым покупателем авто, и представителями правительства своей страны – Японии. Современный бренд Mazdâ – это инновационный дизайн, большой выбор вариантов автомобилей для любого статуса, финансовых возможностей.