Содержание
- Что дает точность давления
- Разновидности датчиков
- Лучшие внешние датчики давления в шинах
- Лучшие датчики давления средней ценовой категории
- Внешние электронные устройства
- Лучшие внутренние датчики давления в шинах
- Как работает датчик давления в шинах
- Возможные неисправности и их признаки
- Как установить и настроить датчик
- Как отключить датчики давления в шинах
- Как проверить датчики давления в шинах
- Как сбросить датчик давления в шинах
Что дает точность давления
Еще во времена первых автомобилей инженеры, автолюбители заметили, что от степени накачивания шин зависят такие характеристики автомобиля, как управляемость, расход топлива. Причем недостаток или избыток давления шин имеет как свои достоинства, так и недостатки. Если камера перекачена, то плюс этого:
- Лучшая манёвренность при небольшой скорости;
- Экономия топлива свыше 1,5 процента;
- Хорошая проходимость на плотном снежном насте;
- Меньше истирание поверхности протектора.
Минусов высокого давления тоже не мало;
- Увеличенный тормозной путь;
- Плохая остойчивость;
- «Планирование» на мокрой дороге;
- Ухудшение проходимости по снежному, рыхлому покрытию;
- Повышенная жесткость, что вредит узлам подвески автомобиля;
- Высокий уровень шума;
- Больший шанс прокола, пробития камеры;
- Жесткость поездки мешающий пассажирам.
Преимущество немного спущенных камер:
- Хорошие внедорожные качества по снежной, рыхлой дороге;
- Лучшая, благодаря большему пятну соприкосновения, проходимость;
- Малый тормозной путь;
- Повышение дорожной устойчивости.
К минусам недокачанного колеса относят:
- Повышенный расход топлива;
- Плохую маневренность;
- Увеличенный износ;
- Возможность соскока камеры с диска.
Первыми кто решил воспользоваться зависимостью внедорожных качеств машины от степени давления конечно были военные. Именно военные грузовики стали оснащаться датчиками давления шин. Затем и лучшие производители гражданских грузовиков, автобусов со временем стали ими оборудовать свою продукцию. Гражданские, легковые автомобили лишь совсем недавно переняли эту важную для безопасности дорожного движения функцию. Ведь перекаченными камеры могут быть как вследствие неправильной работы манометра насоса, так и по естественным причинам. Например, хорошо накаченное колесо во время работы нагревается отчего давление внутри шины повышается, плюс может сказаться жаркая погода летом. Свидетельствовать о неправильности давления будет протектор шины. Правильно накачанные камеры должны иметь равномерный износ протектора. Истертый рисунок в центре – значит камера слишком накачанная, больший износ по краям – давление ниже нормы. Что же считается нормой, определяет сам производитель автомобиля, и рекомендуемое давление следует смотреть в инструкции к автомобилю.
На что обратить внимание при выборе TPMS
Перед выбором внештатных систем следует определиться какой тип вам больше всего подходит, механический, электронный встроенный или внешний. Если брать внешние модели, то тут имеет значение размер, вес, устройства, ведь здесь важна совместимость с диском машины. Важными характеристиками являются влагозащищенность, ударостойкость прибора, от которых зависит его долговечность. И конечно же перед покупкой необходимо определить имеющийся тип нипеля, вне зависимости от типа, выбранного ДД. Если автомобиль эксплуатируется в условиях низких температур, то немаловажным фактором является поддерживаемая рабочая температура устройства. Так как предельная низкая температура у ряда девайсов составляет -30 градусов.
Какой фирмы лучше приобрести
Кроме сложного вопроса, как выбрать необходимое устройство, рано или поздно придется решать, прибор какого производителя выбрать. Наиболее качественными, по мнению покупателей, производителями считаются такие фирмы как:
- Metabo – европейская компания, известная своей электротехнической продукцией с 1924 года. Номенклатура производимой техники широка, электродрели промышленного, бытового предназначения, деревообрабатывающие станки, другие электротовары.
- Ring Automotive – многим знакомо имя британской компании, чья светооптика для автомобилей получила заслужила самые хорошие отзывы автолюбителей и профессионалов дороги. Электротехническую продукцию отличает высокое качество, которое достигается применением самых актуальных технологий.
- AVS Region – российская компания автомобильных деталей месторасположение производственных мощностей которой Китай. Благодаря доступной цене, солидному спектру продукции и широкой дилерской сети, автоаксессуары фирмы пользуются стабильной популярностью.
- Jonnesway – Тайванская фирма, широко известная отечественным автолюбителям. Например, ремкомплект ею произведенный отличает хорошая комплектация инструментами, продуманная эргономика. Немаловажным фактором является распространенная сеть представительств по всей России, делающая продукцию доступной массовому потребителю.
Разновидности датчиков
Датчики давления в шинах бывают:
- Механическими.
- Электронными.
Механические датчики давления в шинах
По принципу работы механические датчики давления в шинах правильнее будет назвать индикаторами, так как в большинстве случаев настоящие датчики не выдают визуальной «цветной» информации, а передают ее в электронную систему управления, где она обрабатывается и преобразуется в удобный визуальный вид (на дисплее). Поэтому по своему принципу работы механические датчики больше похожи на старые и всем известные манометры.
По внешнему виду современные механические датчики (индикаторы) похожи на колпачки камерного вентиля. Но, конечно же, это уже не «древние» железные колпачки с вилкой, а современные и даже стильные цилиндры из прозрачного пластика. Их конструкция достаточно проста: в основном прозрачном пластиковом корпусе-цилиндре расположены три цилиндра с разными диаметрами, по принципу «матрешки».
Самый большой цилиндр – зеленого цвета. В нем находится цилиндр с меньшим диаметром – красного цвета, в котором находится третий, самый маленький цилиндр – желтого цвета. Все цилиндры перемещаются под воздействием установленного (отдельно для каждого цилиндра) давления по принципу телескопической антенны.
Колпачки-датчики (индикаторы) накручиваются на вентиль камеры вместо обычных штатных колпачков. Каждый цветной элемент настроен (откалиброван) на определенное давление. Зеленый цвет в колпачке-индикаторе означает нормальное давление. Если давление отличается от нормы незначительно, появляется желтый цвет. Если же давление отличается от нормы критически, то появляется красный.
Одна особенность: известно, что задние и передние колеса имеют разное номинальное давление в шинах, причем, оно может быть разным и в зависимости от марки автомобиля. Именно поэтому в продаже предлагаются механические датчики-индикаторы для разного номинального давления, в диапазоне 1.8 – 3.6 атмосфер.
В итоге, к преимуществам механических датчиков-индикаторов давления можно отнести, всего лишь, простоту установки и невысокую стоимость. А вот недостатков намного больше:
- Большая погрешность (неточность) измерения.
- Отсутствие информации о давлении на приборной панели в салоне. То есть, при движении, когда водитель находится в салоне, контролировать давление в шинах невозможно.
- Простота установки имеет свой минус – колпачки-индикаторы можно легко и быстро украсть.
- Колпачки-индикаторы быстро загрязняются снаружи, и перед каждой проверкой давления в шинах их необходимо очищать, чтобы рассмотреть цвет. Кроме этого, со временем датчик-индикатор просто заклинивает из-за попадания в него микроскопической пыли через маленькое отверстие на верху колпачка.
- Относительно небольшой срок службы. При интенсивной и «нещадной» эксплуатации автомобиля почти каждый день срок службы колпачков-индикаторов составит около 1 года. К концу года использования они загрязняться микропылью и по очереди начнут «клинить», постоянно показывая одно и то же значение, на котором «залипли» их внутренние цветные цилиндры. Однако, они могут заклинить и раньше, если колеса с колпачком-индикатором попадут в глубокую грязную лужу, в которой колпачок-индикатор на колесе «утонет».
Далее мы рассмотрим более «продвинутые» устройства – электронные датчики, которые выдают информацию не примитивно – «зеленый-красный», а через электронный блок управления на дисплей в салоне автомобиля.
Электронные датчики давления в шинах
Разнообразие видов электронных датчиков давления в шинах намного больше, чем механических. При этом они различны не только по рабочему принципу, но и могут быть установлены в разных местах. Сегодня наиболее распространенными видами датчиков являются:
- Датчики для установки на диски.
- Датчики для установки на резину. Отличаются от датчиков для дисков только способом установки.
- Датчики-колпачки. Способ установки такой же, как у механических колпачков-индикаторов, но принцип работы – электронный, по радиосигналу.
- Система ABS без датчиков давления, с расчетом оборотов колеса.
- Датчики давления TPMS, интегрированные в систему ABS.
Датчики для колесных дисков
Представленный вид датчика давления в шинах устанавливается на внутренней поверхности диска, с выходом вентиля наружу. Соответственно, такой датчик представляет собой некий аналог обычного вентиля резиновой камеры, но с той разницей, что его основание (блок) интегрируется не в резиновую камеру, а крепится на внутренней железной поверхности самого диска.
Такой электронный датчик контроля способен постоянно контролировать давление в шинах, с последующим выводом информации на дисплей в салоне автомобиля.
Несложно догадаться, что электронные датчики на диске не могут быть связаны с блоком обработки информации с помощью проводов. Здесь вариант только один – радиосигнал с источником электропитания, который, разумеется, предусмотрен в датчике давления.
Срок службы указанного датчика — не больше 7 лет при средней интенсивности всесезонной эксплуатации. А при более интенсивном использовании в зимний период время службы может оказаться и меньше 5 лет.
Преимуществ у рассмотренного датчика больше, чем у механических колпачков-индикаторов. Но, и недостатков тоже хватает.
Преимущества:
- Информация о давлении в шинах передается в блок управления с последующим выводом на дисплей, на приборную панель в салоне автомобиля. Соответственно, водитель может контролировать давление в шинах постоянно при движении, не выходя из автомобиля.
- Наличие световой и звуковой сигнализации аварийного (критического) снижения давления.
- Безопасная установка (такой датчик можно украсть только вместе с колесом).
Недостатки:
- Сложная и дорогая установка — как правило, только в автосервисе.
- Невозможно заменить источник питания (батарейку).
- Масса датчиков такова, что оказывает значительное влияние на балансировку, из-за чего после установки таких датчиков требуется повторная балансировка колес.
Лучшие внешние датчики давления в шинах
Автовладельцам, запланировавшим самостоятельную установку системы контроля, рекомендуется купить внешние датчики давления в шинах. Это оборудование легко устанавливать – пневмодатчик накручивается на ниппель, защелкивается в замок. В таком контроллере удобно менять батарейки. Специалисты ВыборЭксперта.ру изучили функционал 9 систем контроля и рекомендуют 4 бренда, продукция которых отличается высокой точностью измерений, стабильной работой и устойчивостью к агрессивному воздействию внешней среды.
Slimtec TPMS X5
Компания Slimtec – международный холдинг, объединивший специалистов из России, Южной Кореи, Великобритании и Китая. Система контроля TPMS X5, созданная с учетом особенности эксплуатации в российских условиях, является универсальной. Контроллеры подходят для любого автомобиля, легко устанавливаются на ниппель вместо штатного колпачка. Пневмодатчики надежно защищены от высокой влажности.
Основной блок, обрабатывающий информацию, имеет большой информативный цветной дисплей. Питание – от встроенного аккумулятора и солнечной батареи. Оборудование контролирует давление и температуру в шинах в реальном времени, информирует о напряжении в бортовой сети, предупреждает о низком заряде аккумулятора. Среди основных функций – предупреждение о низком давлении в колесах, о быстрой утечке воздуха, потере сигнала от контролеров.
Достоинства:
- Хорошо считываются все цифры на дисплее;
- Питание через USB кабель для принудительной зарядки;
- Крепится на скотч;
- Срок службы батарей 2 года;
- Беспроводная технология;
- Низкая цена.
Недостатки:
- Не обнаружены.
Контроллеры работают в широком температурном диапазоне от -20 до +80 градусов, передавая точные данные о давлении и температуре. Оборудование легко переносит морозы до -30 градусов.
ParkMaster TPMS Smart
Продукция российской компании ABIX Technology создана для легкового автотранспорта. Датчики рассчитаны на диапазон измерений до 3,3 Bar. Для передачи данных используются беспроводные технологии, это позволяет быстро самостоятельно установить контроллеры без вмешательства в бортовую систему электроснабжения.
Монитор работает от прикуривателя, имеет яркий дисплей с хорошо читаемыми цифрами. Пользователь можете вывести на экран поочередно данные с каждого колеса. Устройства считывают давление и температуру воздуха в шинах, предупреждают о критических параметрах визуально или с помощью звука. Для питания используется батарея CR1632, которую не сложно заменить самостоятельно.
Достоинства:
- Простой монтаж монитора;
- Продуманная эргономика;
- Высокая точность данных;
- Минимальный вес пневмодатчика;
- Хорошая комплектация.
Недостатки:
- Завышенная цена.
Carax TPMS CRX-1002
Универсальная система контроля компании Carax может использоваться на легковых и грузовых автомобилях. Датчики работают в диапазоне до 4,2 бар, передавая информацию о состоянии колес каждые 5 секунд. Данные передаются по радиоканалу, на который настроен основной блок. Для питания контроллеров используется батарейка CR1632, на которой оборудование работает до 2 лет.
Основной блок имеет большой дисплей с графическим отображением данных. О критическом состоянии шин система сообщает звуковым сигналом и визуально, указывая на мониторе, какое колесо нуждается во внимании водителя. Пиковые значения можно настраивать самостоятельно.
Достоинства:
- Хорошая защита от коррозии металлических деталей;
- Устойчивость к высокой влажности;
- Надежная защита от хищений;
- Монитор работает от батареек и прикуривателя;
- Низкое энергопотребление.
Недостатки:
- Высокая цена.
Proline TPMS X5 EXT
Оборудование для международной компании Proline изготавливается в Гонконге. Система предназначена для комплектации легковых автомобилей и грузовых авто с небольшой грузоподъемностью. Диапазон измерений – от 0 до 3,5 Бар. Контроллер считывает информацию о давлении и температуре воздуха в шинах. Работают измерительные приборы от батареек CR1632. Автоматическая передача данных начинается при скорости 24 км/час, что позволяет экономно расходовать заряд.
Информативный дисплей устанавливается панель или лобовое стекло. Питание – от бортовой системы электроснабжения. Монитор цветной, выводит одновременно информацию о состоянии всех колес. Данные принимаются по каналу Bluetooth. Оповещение о критических показателях – визуальное и звуковое.
Достоинства:
- Низкая цена;
- Устойчивость к высокой влажности;
- Срок работы батареек 2 года;
- Высокая точность данных.
Недостатки:
- Слабая комплектация.
Лучшие датчики давления средней ценовой категории
Согласно потребительским отзывам, лучшими из этой группы считается три модели.
SHERIFF TP-200
Датчик выполнен достаточно качественно, но у него есть определенные конструктивные и эксплуатационные нюансы. В первую очередь, к устройству не прилагаются комплектные батарейки. Самостоятельно купить их не сложно, но было бы приятнее получить их вместе с датчиком. Второй спорный момент – целостность измерительных колпачков. У многих пользователей проблемы возникли во время вкручивания колпачков – верхний пластиковый слой просто осыпается, а гайка, выполняющая роль стопора, не фиксирует элемент на ниппеле. Но если вы столкнулись с такой проблемой, не спешите огорчаться – продавец без проблем устраняет этот брак.
Работает датчик четко: пока что ни кто не жаловался на сбитые результаты или выход принимающего модуля. Подытожив, можно сказать, что этот неидеальный в установке датчик работает вполне достойно и полностью соответствует своей цене.
VISTURE T01C
Оригинальный датчик, питающийся от альтернативного источника. В то время, как другие устройства зависимы от прикуривателя или однофазной сети, VISTURE T01C заряжается за счет солнечных батарей, вмонтированных на верху корпуса. Эта опция спорна: во-первых, это очень современность и эффективно, во-вторых, это не очень практично. Если датчик полностью разрядится в пасмурный день или ночью, то работать он не будет.
Непосредственно к функционированию датчика претензий нет. С колпачков на ниппель информация подается на интерактивную базу, которая четко показывает диагностический результат. Если бы не спорный зарядный метод, то общим техническим характеристикам этот датчик можно было бы назвать лучшим в своей категории.
ANCEL TP620
Это не идеальный автомобильный манометр, однако, среди приборов средней стоимости он лучший. Периодически проявляется брак гаек, но на проблемы с корпусом никто не жаловался.
Модель может измерять температуру в шинах. У каждого датчика есть термопара, которая фиксирует показатель (в градусах Цельсия) и передает его на главный дисплей. То есть, вы видите не только уровень давления (в барах), но и до какой температуры нагрелся воздух внутри. Для возможности сохранения и отображения данных на других носителях, в датчике есть USB-порт.
Цена модели начинается от 3 тысяч рублей, но это вполне разумная стоимость, учитывая е техническую характеристику.
Внешние электронные устройства
Airline APR-D-04
Открывает рейтинг прибор, представляющий собой электронную версию механического автоманометра. Популярность таких приборов обуславливается прежде всего отсутствием необходимости монтажа, калибровки, установки дисплея. Кроме того, такой форм-фактор позволяет не задумываться о сохранности установленных датчиков. Что по совокупности достоинств делает прибор хорошим выбором для автомобилей старого поколения в которые владельцы не хотели бы вкладывать большие суммы денег. Работа с прибором комфортная, индикация дисплея четкая, хотя и не имеет подсветки, диапазон измерений составляет от нуля до семи атмосфер (0-99,5 psi).
Airline APR-D-04
Достоинства:
- Точность;
- Стабильность измерений;
- Возможность поясного ношения;
- Простота эксплуатации;
- Отсутствует подсветка;
- Срок службы.
Недостатки:
- Трудностьтого, как отключить, сбросив результаты измерений.
Качок М10
Автоманометр от известной российской компании, компактных размеров. Его легко переносить в сумке или среди составляющих ремкомплекта. Отличает устройство точность, несколько вариантов показаний (кПа, бар, psi), возможность измерения давления не только у камер, но и любого газобаллонного оборудования. Интересно устройство своей подсветкой с функцией фонарика у измерительного конца. Такое решение делает возможным режим замера в условиях пониженной освещенности или полной темноты. Причем сам процесс подключения, считывания данных занимает несколько минут.
Качок М10
Достоинства:
- Точность;
- Компактность;
- Яркая подсветка;
- Универсальность;
- Ударопрочный материал изготовления.
Недостатки:
- Короткий, неудобный носик.
Starwind CM-130
Представляемая модель имеет широкий функционал, так как содержит такие дополнительные детали как молоток для разбивки окон, нож, фонарик. Что делает устройство мини набором для выживания или оказания первой, экстренной помощи. Сама измерительная система снабжена тремя высокоточными степенями измерения (кПа, бар, psi). Интересен корпус автоманометра, чья продуманная форма корпуса не дает ему соскальзывать с ладони даже во время дождливой погоды.
Starwind CM-130
Достоинства:
- Качество сборки;
- Широкий функционал;
- Продуманная эргономика;
- Качество сборки;
- Легко читаемый монитор.
Недостатки:
- Нельзя сбросить результаты измерений.
STEELMATE TC-01 TPMS
Более дорогостоящий аппарат, оригинальность конструкции которого — в ЖК-дисплее. На нем графически отображены четыре колеса автомобиля. При помощи клавиш автолюбитель назначает измеряемое колесо после чего проводится процедура подсчета давления. Таким образом можно визуально определить какое колесо требуется стравить, а какое, наоборот, подкачать для лучшей проходимости машины. Это пригодится если, например, требуется временно спустить шины во время преодоления препятствия. Причем экран не дает бликов, а корпус эргономический, продуманный, не скользит в руке.
STEELMATE TC-01 TPMS
Достоинства:
- Легко заказать онлайн через любой магазин;
- Широкий функционал;
- Прочный корпус.
Недостатки:
- Нет.
Лучшие внутренние датчики давления в шинах
Внутренний датчик контроля давления в шинах устанавливается вместо золотника. Эта работа выполняется специалистами шиномонтажа. Особенность контроллеров – более точная информация о давлении, защищенность от хищения. Среди недостатков – невозможно самостоятельно заменить батарейку.
Pacific PMV-C215 42607-48020
Программируемые пневмодатчики этой модели разработаны для автомобилей Lexus, Toyota Land Cruiser 200, Prado, RAV4, Camry. Информация о состоянии колес выводится на штатный монитор. Передаются данные по радиоканалу с частотой 433 Mhz. Контроллеры полностью соответствуют штатным аналогам, легко обнаруживаются бортовым автомобильным компьютером и прописываются среди устройств.
Отличаются высоким качеством сборки, точностью анализа состояния шины. На рынке встречаются подделки, которые выдает низка цена и неправильная маркировка непосредственно на датчиках. Измерители комплектуются батареями с увеличенной емкостью, что позволяет ездить без замены более 3 лет.
Достоинства:
- Минимальная погрешность;
- Устойчивость к влаге и грязи;
- Долговечность;
- Корректная передача информации.
Недостатки:
- Высокая цена.
Schrader BHB6-37-140B
Компания Schrader является мировым лидером в технологии TPMS, ее основатель изобрел клапан-золотник, который сегодня установлен на всех автомобилях. Данная модель контроллера разработана для установки на седаны и кроссоверы Mazda. Оборудование полностью соответствует штатным устройством и работает в паре с автомобильным бортовым компьютером, на монитор которого выводится вся информация.
Датчики имеют размеры, которые полностью соответствуют оригиналам. Запатентованный резиновый стержень обеспечивает продолжительный срок службы. Сердечник клапана выполнен из устойчивого к коррозии сплава. При установке не требуется дополнительное программирование – устройство автоматически находит компьютер и интегрирует его в свою среду.
Достоинства:
- Высокая защита от коррозии;
- Низкое энергопотребление;
- Хорошая защита от высокой влажности;
- Точность;
- Стабильная передача данных.
Недостатки:
- Не обнаружены.
Xiaomi 70mai Tire Pressure Monitor TPMS Maidrive Black (T01)
Универсальная система контроля от известной китайской компании. Может устанавливаться кК датчик давления в шинах Хендай, Форд, Рено, Ауди или ВАЗ. В комплекте 4 датчика, изготовленных из устойчивых к коррозии материалов. Сварка корпуса измерительных устройств выполняется с помощью лазерного оборудования. Это обеспечивает срок эксплуатации до 10 лет. Передача данных осуществляется с помощью Bluetooth 4.2.
Информация от контроллеров по беспроводной связи поступает на монитор, который устанавливается на панель автомобиля. Дисплей запитывается через USB кабель от бортовой системы электроснабжения или обеспечивается энергией от встроенной солнечной батареи. Оборудование информирует об изменении температуры и давления. Погрешность измерений не превышает 0,1 бар.
Достоинства:
- Большой монитор;
- Стабильная связь;
- Моментальный отклик на изменение базовых параметров;
- Наличие мобильного приложения для приема данных;
- Низкая цена;
- Диапазон измерений от 0 до 8 Бар.
Недостатки:
- Не обнаружены.
Arena TPMS TP 300
Беспроводная система со встроенными датчиками и информативным дисплеем. Передача данных – по радиоканалу. Монитор устанавливается на лобовое стекло, запитывается от бортовой системы электропитания. Контроллеры информируют о давлении, температуре в шинах, оповещают о резкой потере воздуха. Информирование о критическом состоянии — звуковое и визуальное.
На монитор дополнительно выводится информация о состоянии батарей и данные о низком уровне заряда. Это позволяет своевременно выполнить замену батареек. В комплекте поставки есть все необходимое для монтажа, это позволяет самостоятельно выполнить установку.
Достоинства:
- Стабильная работа при низких температурах;
- Хорошая защита от грязи;
- Графическое отображение информации;
- Продолжительный срок работы батареек;
- Низкая цена.
Недостатки:
- Узкий диапазон измерений.
Как работает датчик давления в шинах
Принцип работы этих приборов одинаков для всех видов устройств. Рассмотрим, как данные о состоянии шин попадают на пульт управления:
- На колесо закрепляется контроллер, который собирает и регистрирует данные о давлении и других параметрах.
- Датчик передает полученные данные с частотой 2 – 3 секунды трансиверу. Передача показаний контроллера осуществляется через Bluetooth.
- Программа обрабатывает пришедшую информацию и сравнивает полученные значения с имеющимися допусками. Если совокупность показателей превышает предельные для нормальной работы шин значения, то программа сигнализирует об этом водителю. Аналогичным образом обрабатывают данные о пониженных значениях давления.
- Сигналы на разных устройствах могут быть звуковыми и/или световыми.
- Предельные значения рабочих параметров можно задавать самостоятельно. Производитель, как правило, допускает регулировку устройства в пределах от 1,7 до 3,2 бара.
- Некоторые системы имеют возможность информировать владельца устройства, подавая сообщения на смартфон.
Теперь разберемся, каким образом эти измерительные устройства рассчитывают давление. Как правило, датчик сравнивает угловое вращение отдельно взятых колес. По угловой скорости можно вычислить расстояния, которые колеса проходят за одно полное вращение. Не трудно определить, что при разном давлении изменяется и наружный диаметр колеса. Это изменение настолько мало, что не видно невооруженным глазом. А датчик фиксирует даже небольшую разницу. Именно это несоответствие и регистрирует система.
Датчик давления в шинах Mazda MX-5
Если датчики реагируют даже на небольшое изменение окружности колеса, то будет не лишним выяснить, по каким механическим причинам они могут изменяться, чтобы исключить неверное толкование сигналов системы:
- Слишком маленькое давление в шинах.
- Была произведена замена колеса на отличающиеся по форме, размеру шины, протекторы и т.д.
- Аналогичным образом действует на систему и установка запасного колеса, которое чаще всего имеет отличный от основных колес диск и другие нестыковки.
- Шины повреждены.
- Нагрузка на автомобиль распределена неравномерно, вследствие чего он перегружен на какую-нибудь из сторон.
- Колеса одной из осей перегружены. Такое бывает, при прохождении машиной спуска или подъема, буксировке прицепа.
- На автомобиль установлены цепи, создающие противоскользящий эффект.
Возможные неисправности и их признаки
Рассмотрим основные причины, когда система может подавать сигналы о недостаточном давлении:
- после смены колес;
- при смене их взаимного расположения (взаимной перестановке).
Если после таких манипуляций система подает сигналы о разбалансировке давлений, то надо сбросить настройки и вернуться к базовой установке. Контрольный сигнал может гореть и после переустановки базовых настроек. Рассмотрим характерные случаи данных неисправностей:
- Горение контрольной лампы сигнализирует о сильной разности давлений. То есть, показатель давления хотя бы в одном из колес не соответствует настроенным значениям.
- Мигание индикатора означает выход из строя системы. Для избавления от ошибки придется прибегнуть к помощи сервисного центра.
- Горение индикатора во время спортивного вождения, движения по скользкой, грунтовой дороге не считается неисправностью, если при устранении причин, вызывающих ошибку, сигнальный индикатор гаснет.
Каковы ваши действия после сигнала о неудовлетворительном давлении? Прежде всего, надо руководствоваться тем, что система исправна и индикатор свидетельствует о реальных недостатках ходовой части автомобиля. Поэтому следует сразу понизить скорость, не используя резких торможений и стремительного вращения руля. Затем следует остановиться и произвести проверку целостности шин и измерить давление.
Датчик давления в шинах Toyota
Но не следует бездумно доверяться системе проверки давления. Так, если колеса равномерно теряют давление, система не будет подавать аварийный сигнал. Точно так же не сможет она среагировать на слишком быстрое падение давления. Такое случается при резком разрушении колеса. Это связано с особенностью определения и подсчета отклонений. Для их правильной диагностики машине требуется совершить небольшой пробег – только в этом случае программа выдает сигнал несоответствия.
Кроме того, базовую установку следует обновлять регулярно через каждые 10000 км пробега или один раз в год, чтобы исключить погрешности и ошибки системы.
Как установить и настроить датчик
Установка датчиков давления – новое веяние в тюнинге авто. В результате автомобиль получает полезную опцию, позволяющую максимально минимизировать риски опасных ситуаций. Кроме того, низкое давление способствует быстрому выведению из строя самой резины. Датчик давления поможет снизить аварийность и сохранить ресурс колесной резины.
Датчики давления, особенно если выбор пал на небольшие простейшие устройства, не требующие дополнительного оборудования, можно установить самостоятельно. Многие иномарки комплектуются ими в обязательном порядке. Но пока это явление не массовое. Установить их нетрудно, для этого следует разобраться в их разновидностях и способах функционирования.
Варианты датчиков, предлагаемые к продаже в отечественных автомагазинах
- Внешние датчики – приборчики, которые монтируются вместо золотников. Принцип их действия – блокирование воздуха в шине. Многие устройства, предлагаемые для приобретения, показывают изменения давления в шинах из-за естественных колебаний. Их отличительной особенностью является изменение цвета при изменении давления. Существенный недостаток устройств – плохая защищенность от механических повреждений и вандалов – скрутить датчик не составит особого труда, и сделать это можно руками.
- Внутренние датчики более надежные, так как полностью защищены от внешних воздействий. Находятся они в полости шины. Украсть их также невозможно – только вместе с колесом. Их существенным недостатком является высокая цена. Самое простенькое устройство может стоить до 5 – 7 тыс. руб., а приборчик с повышенным функционалом – до 8000.
Мы рассмотрели разновидности устройств по способу крепления. Не лишним будет разобраться и с вариантами приборов, различающихся по способу определения давления. Все устройства можно разбить на несколько групп. Начнем с простейших:
- Механические. Самые простые и дешевые. Конечно, они выпускаются только для наружного крепления и стоят в пределах 1000 руб./комплект. Это простейшие устройства, принцип действия которых основан на смещении колпачка под давлением воздуха в шинах из зоны нормального давления (зеленой) в зону пониженного (красную). Они не оснащены чипами и предавать информацию на пульт управления не могут. Мониторить их работу можно только визуально.
- Более сложные технически и удобные эксплуатационно – электронные. Такие устройства уже снабжены чипами, способными передавать информацию на простой электронный дисплей, имеющий только две позиции: зеленую — все в порядке, и красную – проверьте колеса.
- Еще более сложные и дорогие с огромным функционалом – внутренние электронные. Состоят из нескольких частей: внутренней – монтирующейся в колеса и внешней – мини-компьютера. Он собирает информацию со всех датчиков, анализирует и показывает температуры колес, скорости их вращения и пр.
- Самые сложные, передающие всю информацию с помощью особого ПО прямо на смартфон владельцу.
Установка и настройка
- Проще всего установить механические датчики, достаточно вкрутить их вместо штатных колпачков. Дополнительной настройки они не требуют.
- Электронные устройства устанавливать сложнее по причине наличия блока управления, который может работать автономно или подсоединяется к прикуривателю. Для начала его переводят в режим обучения и далее действуют по прилагаемой к прибору инструкции. Как правило, датчики рекомендуют ставить по кругу с левого переднего колеса. После монтажа каждого датчика надо следить, чтобы он правильно отображался на дисплее. Иначе их следует переставить в соответствии с отображающимися параметрами.
- Сложнее всего устанавливать внутренние датчики: для их монтажа понадобится шиномонтажный станок. Лучше, если установку проведут профессионалы. После монтажа не забудьте проверить правильность установки сосков датчиков. Для этого необходимо накачать колеса. Дополнительные настройки не потребуются, если снятие информации предполагается проводить с дисплея системы (он идет в комплекте). Можно подключить пульт к магнитоле – для этого надо скачать приложение и по инструкции провести обучение, спуская и накачивая по очереди все шины.
Как отключить датчики давления в шинах
Механические и наружные устройства отключаются путем удаления приборчиков. Полностью отключить систему TPMS без удаления датчиков невозможно. Существуют несколько простых способов сделать её бесполезной:
- физическое удаление индикаторов и отключение звукового сигнала;
- заклейка лампочки непрозрачным скотчем;
- для системы TPMS не подключенной к магнитоле, можно удалить пульт управления из авто или прекратить подачу питания;
Как проверить датчики давления в шинах
Проверку простейших устройств следует проводить простым сравниванием с эталонными показаниями манометра. В системе TPMS проверка проводится комплексно. Для этого на дисплее выбирается проверяемое колесо. Из него надо спустить воздух и снова накачать, контролируя на дисплее всю информацию. Та же процедура проводится и для трех оставшихся колес.
После завершения проверки можно изменить основные настройки системы на более удобные: выбрать тип сигнала тревоги, единицы измерения, минимальные и максимальные значения давления и пр.
Как сбросить датчик давления в шинах
Для этого необходимо проделать последовательно следующие шаги:
- Проверить давление во всех шинах.
- При необходимости произвести подкачку или стравить лишний воздух до рекомендуемого производителем значения.
- Включить зажигание.
- При включенном зажигании нажать на клавишу «SET» и удерживать её в течение нескольких секунд, одновременно с удерживаемой клавишей должен загореться индикатор датчика давления.
При этом происходит сброс текущих настроек и запуск новой калибровки. В подтверждении полного обновления программы обслуживания система должна подать звуковой сигнал и отключить индикацию.
Из-за повышения числа дорожно-транспортных происшествий, происходящих по нерадивости автомобилистов, принято решение с 2008г. оснащать все машины, произведенные в США датчиками давления. Европейские производители последовали примеру Америки, приняв аналогичное постановление в 2014 году. Теперь все авто, выпущенные позднее, снабжаются системой TPMS.
Надо помнить, что наличие данных датчиков не снимает с водителя ответственности за небезопасную езду. Чтобы полностью предотвратить аварийные ситуации, возникающие по причине недостаточного объема шин, следует периодически проверять давление стандартным механическим способом.
- https://yanashla.com/luchshie-datchiki-davleniya-v-shinah/
- https://fastmb.ru/soveti_auto/2694-vybiraem-datchiki-davleniya-v-shinah.html
- https://vyborexperta.ru/avtomoto/luchshie-datchiki-davlenija-v-shinah/
- https://tehcovet.ru/reitingi/avtomobilnaya-tehnika/luchshie-datchiki-davleniya-v-shinax-2.html
- https://shosse.ru/stati/shiny-i-diski/datchik-davleniya-v-shinah/