Моточасы важны для своевременного устранения неисправностей, ТО и замены изношенных деталей. Двигатели классифицируются в зависимости от используемых материалов, условий работы и прочих характеристик.
Содержание
Что такое моточасы?
В двигателе есть детали, которые при работе соприкасаются, из-за чего постепенно изнашиваются. На это влияют различные факторы. Чем быстрее работает двигатель, тем быстрее приходят в негодность его узлы. Поэтому при диагностике агрегатов важно определить ресурс работоспособности.
Моточас – параметр, который позволяет оценить продолжительность работы ДВС, с расчетом всех характеристик. Однако, это не значит, что он будет равен привычному нам часу. Для разных типов ДВС он будет либо чуть больше, либо чуть меньше часа. Для корректировки используются коэффициенты, которые учитывают материалы, из которых изготовлен силовой агрегат, условия эксплуатации, влияющие на износ агрегата.
Из этого можно сделать вывод, что точного определения «моточас» нет. При ТО или его планировании он часто приравнивается к 60 минутам. Иногда сами производители дают рекомендации по подсчёту и указывают формулы или коэффициенты для расчетов в документах к агрегату.
Рассчитанные моточасы обязательно заносятся в отчет после диагностики, как и данные пробега в километрах. Современные диагностические приборы позволяют посчитать моточасы и при этом не считать их вручную. Автомобиль просто подключается к компьютеру, и система сама определяет состояние узлов и деталей.
Как правильно писать моточас или мото-час
В разных источниках можно встретить следующие варианты сокращений словосочетания «моторный час»: моточас, мото-час, моторочас. Единого мнения насчет правильного написания нет до сих пор даже среди лингвистов. С одной стороны правила русского языка говорят, что сокращения такого типа пишутся слитно, но для единиц измерения есть исключения, согласно которым «мото-час» следует писать через дефис.
С другой стороны, есть вариант написания этого термина через соединительную гласную «о» — моторочас. Это также не противоречит правилам русского языка, но с точки зрения употребления будет не совсем корректно. Да и в научной литературе и справочниках всегда используется слитное написание «моточас».
Согласно Словарю сокращений русского языка слово «моточас» пишется слитно. В последнее время лингвисты сходятся в том, что все-таки слитное написание «моточас» будет более корректно.
Разные типы счетчиков
Для разных типов автомобильной техники существуют разные типы счетчиков. Но разные они скорее по внешнему виду, а работают они все по одному и тому же принципу. Как правило большинство счетчиков моточасов идут вместе с тахометром и показывают значения, отталкиваясь от оборотов коленвала ДВС.
- Для трактора. При работе вхолостую моточас приравнивается к 60 минутам, при стандартной к 40 минутам, при интенсивной – к 20 минутам.
- Для автомобиля. Здесь важно учитывать не сколько автомобиль двигался, а сколько просто стоял на месте, но с работающим двигателем. Как правило, 200 Мч приравнивается к 15 000 км пробега. Само по себе наличие такого счетчика позволяет владельцу автомобиля контролировать его техническое состояние и планировать ремонт и обслуживание.
Существуют разные типы автомобильных датчиков, которые различаются временем запуска. Одни включаются вместе с зажиганием, другие срабатывают при вибрации двигателя. По эффективности и правильности подсчета эти типы мало чем отличаются.
- Для лодочного мотора. Работа этого типа счетчиков отличается от прочих. Здесь он работает не только во время заведенного двигателя, но и после его остановки. Счетчик моточасов соединен с тахометром таким образом, что при работе двигателя прибор работает как тахометр, а после остановки агрегата отображаются Мч. Принудительное отключение прибора возможно, но счетчик моточасов сбрасывается. Поэтому отключать прибор полностью не стоит.
- Для дизеля. Самая распространенная модель счетчика – ТС-013. Он представляет собой тахометр, куда встроен сам счетчик.
- Для генератора. Периодичность обслуживания генераторов, в том числе бензиновых, напрямую связано с моточасами. Для генераторов важно защитить датчик от помех, чтобы показатели были корректными. Поэтому для генераторов есть бесконтактные датчики, которые подключаются к свечам зажигания. Защита от помех осуществляется через металлический корпус датчика.
- Для мотоблока. Бесконтактный прибор – ТС-011. В прибор встроен счетчик моточасов и счетчик, показывающий время, оставшееся до технического обслуживания.
- Другие. Существуют и другие типы счетчиков: активируемые от вибрации двигателя, электрического импульса при запуске и прочие.
Как рассчитываются моточасы
Расчет количества моточасов необходим прежде всего для определения необходимости технического обслуживания. На практике получить точный результат не так просто. При любом способе подсчета результаты будут относительными и не будут отражать реальный износ двигателя. Для корректного подсчета обратитесь к технической документации производителя и посмотрите рекомендуемые формулы и коэффициенты там. Если они не указаны, то только тогда стоит пользоваться общепринятыми формулами.
Первый способ – подсчитать моточасы вручную, без использования приборов. Однако этот способ даст приблизительные данные, но с их помощью можно примерно определить износ двигателя и спрогнозировать дату очередного обслуживания, если свериться с документацией двигателя и рекомендациями производителя.
Второй способ – использование различных приборов, которые дают более точную картину состояния узлов ДВС. Это могут быть различные датчики и счетчики, например такие, как рассмотрены выше.
Для более точных расчётов моточаса, важно ввести понятие «номинальная мощность». 1 Мч приравнивается к стандартному часу в случае работы двигателя на номинальных оборотах. На холостом ходу детали двигателя получают меньший износ, а значит и моточас будет больше. При большей нагрузке больший износ, а значит и моточас будет меньше. Поэтому, в случае постоянной работы двигателя на износ, не стоит дожидаться установленных производителем сроков ТО, а проводить его раньше.
Для упрощения вводятся специальные коэффициенты. Если обороты двигателя превышают номинальные, то коэффициент больше единицы, если не превышают – меньше единицы. В полученные расчеты вводятся корректировки, учитывающие расход топлива.
Для стационарных двигателей, например дизельных генераторов, вести расчет моточасов проще. Так как внешние факторы, влияющие на износ узлов механизма минимальны, высчитывать моточасы можно и вручную, просто фиксируя отработанное время. В этом случае 1 Мч будет приравниваться к стандартному часу.
Еще сложнее провести расчеты на агрегатах, работающих с изменяемой нагрузкой. В этом случае нагрузки на узлы будут разные, поэтому спрогнозировать их износ вручную довольно сложно. Поэтому в случае с такими двигателями, применяются тахографы, которые учитывают частоту вращения коленвала и корректируют количество моточасов в зависимости от показателей.
Моточасы и часы
Чтобы определить состояние деталей ДВС и вовремя провести ТО важно смотреть не только на пробег в километрах, но также и на моточасы. Однако, для определения показателей двигателя иногда требуется перевести их в обычные часы. Также иногда это требуется для составления отчетности или заключения о техническом состоянии агрегата.
При расчете моточасов стоит придерживаться алгоритма:
- На холостых оборотах 1 Мч = 1 ч;
- На умеренных оборотах 1 Мч = 40 минут;
- Высокие нагрузки оказывают большее воздействие на узлы и детали, что приводит к большему износу. В этом случае 1 Мч = 20 минут.
Моточасы и километры
Моточасы гораздо удобнее с точки зрения определения состояния ДВС. Но более привычно для всех, чтобы пробег указывался в километрах. Поэтому сроки ТО также устанавливаются в зависимости от этой величины. Как же определить сколько километров приравнивается к 1 Мч?
Четко установленных нормативов не существует, поэтому все сравнения будут примерными. Для удобства сравнения величин были введены следующие соотношения (Мч – Км):
- Легковые и грузовые а/м: 1Мч – 25 км;
- Тракторы (кроме гусеничных): 1 Мч – 10 км;
- Гусеничная техника: 1Мч – 5 км.
Как правило производитель устанавливает периодичность обслуживания, используя километры пробега. Например, 5000 км для ТО-1 и 15000 км – для ТО-2. Но эти нормативы даются производителем с расчетом на то, что агрегат будет использоваться в нормальных условиях. При частой работе на высоких нагрузках эти нормативы будут неактуальны. Для этого и необходимы моточасы, так как более детально отражают степень износа двигателя. Например, часто бывает, что замену масла и прочих технических жидкостей необходимо производить, когда пробег достиг только половины от рекомендуемого.
Некоторые производители дают свои рекомендации по подсчету в технической документации к силовому агрегату. Если таких рекомендаций нет, то стоит использовать общепринятые нормативы сравнения двух величин.
Моточас и машиночас
Моточас – условная единица измерения, не имеющая четкого нормативного определения для всех типов двигателей. Она отражает количество оборотов ДВС с учетом условий работы.
Многие встречают в справочной литературе понятие «машиночас» и зачастую принимают его за «моточас», что ошибочно. Машиночас – это экономическая величина, которая определяется как время, затраченное на работу какого-либо агрегата, необходимое для производства чего-либо. Машиночас необходим, чтобы посчитать затраты на изготовление единицы продукции.
Моточас и машиночас – разные параметры из разных научных областей, поэтому сравнивать их некорректно, а перевести один в другой не получится. Машиночас используется в экономике при расчётах затрат на производство чего-либо. Прежде всего это нужно для определения себестоимости продукции и экономической эффективности использования оборудования в производстве.
В качестве примера области, в которой используются машиночасы, можно привести автомобильные перевозки или сельское хозяйство. Например, известно, что один комбайн за час собирает 1 гектар пшеницы. Все параметры работы техники суммируются, считаются затраты (расходные материалы, логистика, зарплата работников и прочее). Исходя их полученных значений определяются цены, сроки окупаемости инвестиций и рентабельность производства. Поэтому понятие машиночаса так важно, но не с технической, а с экономической точки зрения. Этот показатель никаким образом не влияет на износ деталей и агрегатов.
Заключение
Для любого двигателя важна правильная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание. Это предполагает замену расходных материалов и требующих ремонта деталей. Это позволяет не доводить ДВС до критического состояния и предупреждать возможные поломки. Поэтому так важно правильно определять состояние узлов двигателя не только через пробег в километрах, но и через моточасы. Чем ответственнее относиться к контролю за состоянием двигателя, тем дольше он прослужит.