Когда на приборной панели загорается контрольная лампа неисправности, возможных причин может быть ни одна и ни две. В любом случае без проведения диагностики и выявления кодов ошибок, устранить проблему не представляется возможным. Для связи с электронным блоком управления в автомобиле предусмотрен диагностический разъем.
Диагностика Мазда 3 осуществляется через 16-тиконтактный разъем OBD-II (On-Board Diagnostics — бортовая диагностика).
Содержание
Тип разъема 1
Для подключения диагностического оборудования желательно знать, где находится разъем Мазда 3. В зависимости от модели этот разъем устанавливается как под капотом, так и в салоне. Внешний вид разъемов также различается. На автомобилях Mazda до 2000 года устанавливались разъемы типа 1 или типа 2.
Тип разъема №1
Контакт | Назначение | |
FEN | Используется для считывания кодов самодиагностики двигателя | |
MEN | Используется для считывания кодов самодиагностики двигателя | |
C | Используется для считывания кодов самодиагностики двигателя | |
+B | Питание +12В |
На Мазда 3 с 2003 года уже установлен диагностический разъем OBD-II в виде трапеции. На Mazda 3 BK и Mazda 3 BL разъем должен находиться внизу слева от руля в углублении на передней панели.
На Мазда 3 BM с 2013 года разъем установлен слева внизу под передней панелью над педалью сцепления, именно там, где кончается пластиковая панель над ногами.
Тип разъема 2 17 ти контактный разъем
Типичное расположение: под капотом
Контакт | Назначение | |
FEN | Используется для считывания кодов самодиагностики двигателя | |
MEN | Используется для считывания кодов самодиагностики двигателя | |
TEN | Используется для считывания кодов самодиагностики двигателя | |
+B | Питание +12В | |
GND | Масса | |
FAT | Используется для считывания кодов самодиагностики АКПП | |
FBS | Используется для считывания кодов самодиагностики ABS | |
FAC | Используется для считывания кодов самодиагностики | |
FWS | Используется для считывания кодов самодиагностики | |
FSC | Используется для считывания кодов самодиагностики системы круиз-контроль | |
TAT | Используется для считывания кодов самодиагностики АКПП | |
TBS | Используется для считывания кодов самодиагностики ABS | |
TAC | Используется для считывания кодов самодиагностики кондиционера | |
TWS | Используется для считывания кодов самодиагностики | |
TSC | Используется для считывания кодов самодиагностики системы круиз-контроль | |
FAB | Используется для считывания кодов самодиагностики подушек безопасности | |
IG- | Выход с катушки зажигания — сигнал оборотов для подключения внешнего тахометра | |
GND | Масса | |
TFA | Используется для считывания кодов самодиагностики | |
F/P | Вывод реле бензонасоса (замыкание на массу включает бензонасос) | |
TAB | Используется для считывания кодов самодиагностики подушек безопасности |
Тип разъема 3 16 ти контактный разъем OBD II Mazda в форме трапеции
Расположение: в салоне под торпедой со стороны водителя
Контакт | Назначение | |
2 | J1850 Шина+ | |
4 | Заземление кузова | |
5 | Сигнальное заземление | |
6 | Линия CAN-High, J-2284 | |
7 | К-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4) | |
10 | J1850 Шина- | |
14 | Линия CAN-Low, J-2284 | |
15 | L-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4) | |
16 | Питание +12В от АКБ |
Диагностика
Диагностика электронных систем предъявляет требования к соблюдению определенных процедур. Для успешного проведения диагностики и определения неисправности необходимы знания общих принципов работы электронных систем автомобиля, наличие специальных диагностических средств и справочной документации.
Работоспособность системы управления двигателем и системы впрыска топлива во многом зависит от исправности механических и гидромеханических систем. Некоторые отклонения в работе могут быть ошибочно приняты за неисправности электронной части системы управления:
- низкая компрессия;
- сбой фаз газораспределения из-за неправильно проведенного ремонта двигателя;
- подсос воздуха во впускном коллекторе через неплотности соединения;
- неудовлетворительное качество топлива.
В процессе работы с электронными системами автомобиля необходимо выполнять меры предосторожности для предотвращения появления дополнительных проблем при проведении диагностики:
- Перед демонтажом-монтажом любых электронных элементов рекомендуется отсоединить отрицательную клемму аккумулятора.
- Недопустимо отключение аккумулятора от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.
- Не допускается отключение и подключение диагностического разъема при включенном зажигании.
- Конструкция разъема предусматривает соединение проводов только при определенном положении. Обе части соединителей имеют ориентирующие элементы. Неправильное соединение может привести к выходу из строя блока управления или другого элемента электронной системы.
Главный элемент электронной системы управления — микропроцессорный блок управления, получающий с датчиков информацию о работе двигателя и других систем, которыми он управляет. Блок управления в режиме реального времени осуществляет самодиагностику элементов системы управления.
При выявлении ошибки в память блока управления заносится код неисправности, а на панели приборов загорается контрольная лампа. В этом случае необходимо в кратчайший срок определить причины неисправности и устранить ее. Эксплуатация автомобиля в аварийном режиме может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик. Вплоть до выхода из строя электронных элементов и механических агрегатов.
Система бортовой диагностики определяет вероятные причины неисправности системы управления, но для выявления конкретных причин необходимо применение специализированных диагностических средств.
Для связи электронного блока управления с внешними приборами используется диагностическая цепь, включающая следующие пункты:
- Блок управления — источник диагностической информации.
- Провода от контактов блока управления к клеммам диагностического разъема.
- Диагностический разъем — место подключения диагностической аппаратуры.
В настоящее время приобрести диагностический тестер ELM может любой желающий. Подключив программу на ноутбук или смартфон, возможно считывать:
- коды ошибок;
- обороты двигателя;
- температуру охлаждающей жидкости;
- краткосрочную топливную балансировку;
- давление во впускном коллекторе;
- данные кислородного датчика;
- нагрузку двигателя;
- состояние топливной системы;
- скорость движения автомобиля;
- разгон от 0 до 100 км/ч;
- абсолютное давление воздуха;
- опережение зажигания;
- температуру всасываемого воздуха;
- массовый расход воздуха;
- положение дроссельной заслонки.
Важно! Диагностика — это не просто считать ошибки с блока управления по двигателю, коробке передач или АБС. Это достаточно легко и справится каждый желающий, приобретя диагностический сканер. Впоследствии еще нужно разобраться, о чем говорит номер ошибки. Для диагностики, которая полностью раскроет состояние двигателя и установит причины возникших проблем, уже нужен определенный багаж знаний и более серьезные приборы, которые при личном использовании 99,9% времени будут просто лежать дома или в гараже. Все датчики показывает, всякие графики чертит, а с этим надо разбираться.
Техническое облуживание разъемов и бортового компьютера
Бортовой компьютер, как и любой другой компьютер, нуждается в регулярном техническом обслуживании. Содержите разъем и блок управления в чистоте. При подключении к бортовой сети автомобиля соблюдайте полярность подключения. При пуске и выключении двигателя, при неисправности электрооборудования автомобиля возможны броски напряжения, которые могут приводить к нарушению работоспособности бортового компьютера (отсутствие индикации, невыполнение отдельных функций).
Важно! Не допускайте попадания влаги и посторонних предметов внутрь разъемов. При появлении любых признаков неисправности обращайтесь для проведения диагностики и ремонта к специалистам сервисных центров Mazda.